Дуэли и свадьбы в Кёнигсберге.
Пока студенту-холостяку сносили
половину черепа, жениху выносили хлеб-соль

2-8 апреля 2004 | НК №203

 

Сегодня, "прогуливаясь" по Кенигсбергу
вместе с Николаем Чебуркиным,
мы поговорим об обычаях тамошних жителей.

...Мы уже писали о том, как кенигсбержцы отмечали Новый год, упоминали о венках из полевых цветов, кидаемых в воду в день Ивана Купалы, о марципановых сердечках, о фейерверках (непременном атрибуте массовых гуляний в дни городских праздников) и т.д. и т.п. Но были среди здешних увеселений в те далекие времена и.... гм... эксклюзивные. Типа "мензуры".

"Мензура" - это студенческая дуэль, страшно популярная в Кенигсберге вплоть до начала Первой мировой войны.

...Немецкий студент образца XIX - начала XX веков - прелюбопытный субъект. Как правило, он увлекается бильярдом, проводит время в душных ресторанах, пьет пиво и принадлежит к какой-нибудь корпорации.

Каждый университет в Германии, в том числе и Альбертина, подразделялся приблизительно на двенадцать отдельных корпораций, каждая из которых должна была иметь строго определенные цвета знамени и шапок, а также строго определенную излюбленную пивную, куда члены других корпораций категорически не допускались. Главное занятие членов этих обществ состояло в том, чтобы драться со студентами из других корпораций. Или - друг с другом.

"Гуляя по улицам Кенигсберга, - писал англичанин Джером К. Джером, - на каждом шагу встречаешь джентльменов с дуэльными шрамами на лице. Дети здесь играют "в дуэль" сначала в детской, потом в школе, а затем, будучи студентами, уже серьезно играют в нее от двадцати до ста раз <...> Знаменитая "мензура" вырабатывает одно - привычку к зверству. Говорят, она требует ловкости, но это не заметно: остается впечатление чего-то неприятного и смешного, как от драки в балаганных театрах <...> В аристократическом Бонне или в Гейдельберге, где много иностранцев, дуэли проходят в более выдержанном стиле: в хороших комнатах, в присутствии седовласых докторов, которые оказывают помощь раненым, между тем как ливрейные лакеи обносят публику угощениями, так что все получает вид живописной церемонии. Но в более скромных университетах, где рисоваться не для кого, студенты ограничиваются самым главным и...

Комната мрачная, голая, стены забрызганы пивом, кровью и стеарином, потолок закопчен сигарным дымом, пол усыпан опилками. Толпа студентов разместилась где попало - на деревянных скамьях и табуретках, на полу; все курят, разговаривают, смеются.

В центре комнаты стоят друг против друга соперники, огромные, неуклюжие, с выпученными глазами, в шерстяных шарфах, намотанных вокруг шеи, в каких-то фуфайках на толстой подкладке, похожих на грязные одеяла; руки просунуты в тяжелые ватные рукава, подняты... не то это воины, каких изображают на японских подносах, не то нелепые фигуры с вычурных часов.

Секунданты тоже начинены ватой, на головах у них торчат шапки с кожаными верхушками; они ставят соперников в надлежащую позицию, причем так и кажется, что послышится звук заводной пружины... Судья садится на свое место, дает сигнал - и немедленно раздаются пять быстрых ударов длинных эспадронов... Тот, кто сильнее, кто может дольше удержать неестественно согнутой рукой в толстом рукаве огромный неуклюжий меч, - выигрывает.

Общий интерес сосредоточен не на борьбе, а на ранах: последние обыкновенно приходятся по голове или в левую половину лица, иногда взлетает в воздух кусок кожи с черепа, покрытый волосами <...> Конечно, из каждой раны в обилии течет кровь; она брызжет на стены и потолок, попадает на докторов, секундантов и зрителей, делает лужи в опилках и пропитывает толстую одежду дерущихся... После каждого ряда ударов подбегают доктора и уже окровавленными руками зажимают зияющие раны, вытирая их шариками мокрой ваты, которые помощник держит готовыми на тарелке. Понятное дело, лишь только соперники становятся на места и продолжают свою "работу", раны в ту же минуту раскрываются, и кровь хлещет из них ручьем, почти ослепляя дерущихся и делая пол у них под ногами совершенно скользким...

Таких дуэлей бывает несколько в неделю, причем на каждого студента приходится до дюжины в год. Но бывает еще особая мензура, на которую зрители не допускаются: она происходит между студентом, опозорившим себя хоть малейшим движением во время дуэли с товарищем, и лучшим бойцом всей корпорации; последний наносит провинившемуся целый ряд кровавых ран; и только после этого, доказав свое умение не шелохнуться, когда ему снесут половину черепа, студент считается омытым от позора и достойным остаться в ряду своих товарищей..."

Еще одна кенигсбергская студенческая традиция - пирушка, называемая "Kneipe". Она могла устраиваться отдельными студентами, которые приглашали товарищей (числом от дюжины до сотни) в излюбленный ресторан и там "накачивали" пивом до полного изумления.

Иногда пирушка устраивалась всей корпорацией. Тогда при появлении каждого нового товарища все уже сидящие за столом вставали, щелкали каблуками и отдавали честь. Когда сборище было в полном составе, избирался председатель, чья обязанность заключалась в дирижировании хоровым пением. На столе раскладывались ноты (по одному печатному экземпляру на двух человек), председатель кричал: "Номер двадцать девятый! Первый куплет!" - и все дружным хором затягивали первый куплет.

...По окончании каждой песни председатель кричал: "Prosit". Ему отвечали "Prosit" - и осушали стаканы. Вставал и кланялся пианист-аккомпаниатор, все кланялись ему в ответ. Входила девушка (типа официантки) и снова наполняла стаканы пивом.

Пешая свадебная процессия,
украшенная венками из цветов, букетами и лентами

...С особенной торжественностью провозглашался тост, называемый "Salamander", в честь какого-нибудь почетного гостя. "Теперь, - объявлял председатель, - мы разотрем Salamander!" Все вставали, торжественно-внимательные, как полк на параде.

"Ad excitium Salamander!" - говорил председатель. - Eins!.. (Все быстрым движением терли дном стакана по столу) Zwei!.. (Стаканы опять шумели, описывая круг) Drei! Bibite!" (все, залпом осушив стаканы, подымали их над головой) Eins!.. (пустые стаканы катились по столу, описывая круг) Zwei!.. (еще раз) Drei!!!" (все с размаху разбивали стаканы о стол и усаживались по местам).

На этих пирушках случались и дуэли. Правда, шутливые: два товарища понарошку ссорились, выбирался судья, приносились две обалденно большие кружки пива, судья давал сигнал - и пиво исчезало в глотках. Тот, кто первый стукнет пустой кружкой о стол, объявлялся победителем.

...Впрочем, все это шалости холостяков. Серьезная, обстоятельная жизнь начиналась для немцев со свадьбы.

- Особо торжественно свадьбы справлялись в селе, - говорит Николай Чебуркин. - Неважно, в господских имениях или крестьянских дворах. К событию готовились заранее. Забивали скот и домашнюю птицу, сооружали длинные столы. Вся родня помогала семье невесты варить, жарить и парить еду.

Накануне свадьбы колотилось очень много посуды. Считалось, что гора черепков - залог долгой и счастливой жизни молодоженов. Особое внимание уделялось украшению - в виде цветочных гирлянд - свадебной кареты и "гостевых" телег. Утром накануне венчания жених подъезжал к дому невесты. Ему выносили хлеб-соль (совсем как в России), невеста встречала его в свадебном платье, с цветочным венком на голове и украшением из одной-единственной монеты.

Украшенная еловыми ветками свадебная повозка движется
к церкви поселка Нидден на Куршской косе (ныне Нида, Литва)

Затем гости произносили поздравительные речи - перед входом в дом, на пороге, в комнатах, в хлеву... Везде молодым желали счастья и побольше детей. Все женщины, принимающие участие в свадебной церемонии, украшали головы венками из цветов, а мужчины прикрепляли к одежде бант с широкой свисающей лентой.

Кстати, на Куршской косе использовались еще и венки из еловых веток.

Собственно свадебные "прихваты" на селе были такими же, как и в России: молодоженам кричали "Горько!", связывали их длинной лентой или полотенцем, воровали невесту и возвращали за выкуп...

Гости напивались и наедались за здоровье молодых так, что падали под столы и там засыпали. Благо, свадьбы устраивались, как правило, в конце лета и самом начале осени.

В городе пышных церемоний не устраивали. Обряд венчания совершался либо в церкви, либо в каком-нибудь учреждении (к примеру, если жених и невеста закончили одну школу, священник мог обвенчать их в школьном дворе). Потом все ехали к месту проведения праздничного обеда. Веселились в городе не два-три дня, как на деревенских вольных хлебах, а гораздо скромнее: до вечера. А все остальное, в принципе, как у нас.

Это уж точно. Насчет "как у нас". В Калининграде сложилась парадоксальная ситуация: самые русские свадьбы - с православным обрядом венчания - оказываются в то же время и самыми "кенигсбергскими". Почти все православные храмы (кроме церкви на площади Победы) - бывшие кирхи. Мы, к примеру, венчались в Балтийском районе - в той самой кирхе, вокруг которой когда-то объединились прихожане Понарта... а потом она долгое время функционировала как спортзал "Шторм", пока в начале девяностых не приняла православие. Причем, надо отметить, приняла чрезвычайно удачно. Уцелевшие готические элементы в оформлении интерьера отнюдь не вступают в противоречие с иконами в золоченых окладах. А лики православных святых спокойно взирают со стен, сложенных из знаменитого кенигсбергского кирпича.

А когда под этими сводами раздается многоголосое "Аллилуйя!", а потом под колокольный звон ты выходишь из красного - и по силуэту совершенно не русского - храма и двигаешься по узкой улочке, которая совсем еще недавно (из детства помнится) была выложена серым булыжником... тем, довоенным, отшлифованным почти до зеркального блеска (это сейчас там асфальт)... возникает такой эффект "дежавю"... Короче, тому, кто не родился в Кениге, этого не понять. Не дано, уж простите. Причастность к исчезнувшему, но растворенному в пространстве и времени миру осознается на подсознательном уровне. Потому что "рукописи не горят", а Атлантиды не исчезают бесследно.

И значит, наши "прогулки" - продолжаются.

 

Д. Якшина

Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям.

Поиск по сайту

Сверим часы

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Наша география