МО РФ готово радикально реформировать собственную систему образования
В замысле военного реформирования, направленного на создание мобильных, компактных Вооруженных сил РФ, отчетливо проглядываются черты

%u043A%u0430%u0440%u0442%u0438%u043D%u043A%u04301

«калькирования» организации вооруженных сил США, в том числе в сфере военного образования и военной науки. МО РФ готово радикально реформировать собственную систему образования, оставив из 64 имеющихся во

енных вузов всего 10, собрав в эти образуемые центры и военно-научные учреждения. Насколько же актуален для нас амерканский опыт?
Вооруженные силы США имеют трехвидовую систему: армия (Сухопутные войска), ВВС, ВМС и морскую пехоту. Особенность вооруженных сил США – это наличие огромного мобилизационного резерва: каждый вид вооруженных сил имеет действующие части резерва, а сухопутные войска и ВВС, еще и части Национальной гвардии (подчиняются губернаторам штатов). Общая численность ВС США – 2,7 млн. человек. Такие вооруженные силы вполне отвечают внешнеполитической логике США на глобальное доминирование.

картинка2

 Военный потенциал США огромен, особенно в части, касающейся ВМС и ВВС. По многим показателям число межконтинентальных баллистических ракет (МБР), самолетов, кораблей превосходит все ведущие армии мира. США – страна с инновационной экономикой, 36% ее ВВП составляет высокотехнологичный продукт.
ВПК США разрабатывает и предлагает своим вооруженным силам передовую военную технику и вооружение. Такое вооружение требует и соответствующего уровня военных специалистов.

Очевидно, что «скелетом» ВС США является многочисленный и подготовленный офицерский состав, который в зависимости от видов, родов войск в целом составляет более 25% личного состава ВС США. Подготовка офицерского состава имеет отлаженную систему, которая включает в себя военно-учебные заведения МО США, обучение в гражданских университетах офицеров для резерва всех видов ВС, прямой набор гражданских специалистов на офицерские должности.

картинка3

 Подготовка основной части офицеров, которые составляют ядро вооруженных сил, так называемых «карьерных» офицеров, начинается в трех училищах (академиях) – Сухопутных войск (Вест-Пойнт, шт. Нью-Йорк), ВМС и МП (Аннаполис, шт. Мэриленд), ВВС (Колорадо-Спрингс, шт. Колорадо).
Общая характеристика этих военных училищ такова. Срок обучения – 4 года, набор – 1200–1400 курсантов в год. Набор из числа гражданской молодежи в возрасте 17 лет и старше из семей консервативно настроенных средних слоев американского общества, в том числе из семей военнослужащих, по трем рекомендациям сенаторов.

Организационно курсанты сведены в учебную бригаду, состоящую из четырех учебных полков (четыре учебных курса) по восемь курсантских рот. При поступлении конкурс составляет более 10–12 человек на одно место. Вступительные экзамены проводятся в форме тестов. В их числе тесты для определения академических способностей (философский и математический), тесты для поступающих в университеты США (английский язык, математика, общественные и естественные науки). А также проверяется физическая подготовка (отжимание на руках: юноши 42 раза, девушки 18 раз, бег – две сухопутные мили (3,3 км): юноши – 16 мин., девушки – 19 мин.).

картинка4

 Учебное время в академиях – 6075 часов, примерно 45 учебных дисциплин, из них 25 дисциплин профилирующих, большое внимание уделяется технической подготовке. Полевая подготовка проводится в летний период. Войсковая стажировка на должности командира взвода после третьего курса или с курсантами 1-го, 2-го курса или в войсках. Состав учебной группы – 12–18 человек, девушки – 10%. Стипендия курсантов составляет примерно 800 долл. в месяц. Полный цикл обучения курсанта стоит 250 тыс. долл.

картинка5

 Преподавательский состав насчитывает примерно 500 человек, на 75% комплектуется кадровыми офицерами. Докторов наук – не менее 30%. Соотношение преподавателей/курсантов: один к девяти. Предельный возраст пребывания на преподавательской работе – 64 года. Предусмотрена ротация преподавательского состава – преподавателей «стреляющих» и «летающих» кафедр, раз в четыре года. Училища имеют аккредитацию Министерства образования США. Начальник училища – трехзвездный генерал (генерал-лейтенант).

По выпуску из училища присваивается воинское звание – второй лейтенант, среднее общее военное образование, степень бакалавра, гражданский диплом инженера: механика, электрика, строителя, по техническим средствам управления, в области компьютерных технологий и т.д.
После окончания академии выпускники не сразу попадают в войска. В соответствии с выбранной им военной специальностью выпускники направляются в соответствующие специализированные военно-учебные заведения, называемые в ВС США «Школы – учебные центры» на 2–4–10 месяцев, где они получают доподготовку по определенной им военной профессии в соответствующем звене «взвод–рота–батальон».

Таких специализированных военных училищ примерно 25. Они обеспечивают доподготовку офицеров по воинской специальности для всех родов войск и служб, а в ВВС – на определенный тип самолета. Это, например, учебные центры-школы: пехоты (Форт Беннинг, шт. Джорджия); бронетанковых войск (Форт Нокс, шт. Кентукки); войск связи (Форт Гордон, шт. Джорджия, 3500 чел.); войск ПВО. В ВВС – на каждый конкретный тип самолета отдельное училище со сроком обучения в 10 месяцев. Каждое специализированное училище имеет свою учебную бригаду, часть. Начальник такого специализированного учебного заведения – бригадный генерал.

Следующий этап подготовки офицеров ВС США – обучение офицеров в военных колледжах и школах, дающих высшее военное образование и степень магистра. Если не брать во внимание непривычные для нашего слуха названия «колледж», «школа» и т.п., их уровень обучения соответствует магистрату гражданских университетов США. Фактически эти учебные заведения – военная магистратура, а сами учебные заведения идентичны по статусу «военному университету». Они имеют в своем составе порядка 50 кафедр профессионального обучения.

картинка6

 На кафедрах преподают, как правило, преподаватели с учеными степенями, совмещающими свою преподавательскую и научную работу с преподаванием в ведущих университетах страны. Так, например, более 50% преподавателей военно-морской школы (г. Монтеррей, Калифорния) совмещают свою деятельность с работой в знаменитом Стэнфордском университете, расположенном рядом. Для поступления в такие учебные заведения необходимо прослужить не менее 5 лет. Срок обучения 1–2 года. Набор составляет 500 офицеров в год. Возглавляет такое учебное заведение двухзвездный генерал (генерал-майор).

Очередной этап обучения для подготовки офицеров руководящего командно-штабного звена «дивизия – армейский корпус – командование вооруженными силами на ТВД» может осуществляться в четырех соответствующих командно-штабных колледжах: Объединенном ВС США, армии, военно-морском, военно-воздушном и двух зарубежных – в Королевском колледже обороны Великобритании и колледже Национальной обороны Канады. Обучение в двух последних колледжах за рубежом не накладывает ограничений по службе и даже поощряется в интересах тесного военного сотрудничества государств Атлантического геополитического центра.
Набор составляет 200–300 офицеров в воинском звании «подполковник – полковник» с выслугой лет от 16 до 23 лет. Срок обучения – 1 год, по выпуску присваивается степень магистра.
Высший этап военного образования – это обучение офицеров руководящего и командно-штабного состава для Министерства обороны США, Комитета начальников штабов ВС США и штабов Объединенных командований ВС США и ОВС НАТО. Обучение производится в Университете национальной обороны (г. Вашингтон). Организационно Университет национальной обороны состоит из трех колледжей: Национальный военный колледж, Военно-промышленный колледж, Колледж управления информационными ресурсами. Все три колледжа размещены в Форт-Макнейр (шт. Северная Каролина) рядом с Вашингтоном.
Набор в каждый из них составляет 150 офицеров в звании «подполковник – полковник» с выслугой лет от 16 до 23 лет в возрасте до 46 лет и 30 человек гражданского персонала из военно-промышленного комплекса. Срок обучения – 1 год, по выпуску присваивается степень магистра и даже может быть защищена диссертация по представлению без окончания аспирантуры. Офицерам, окончившим Национальный военный колледж, может присваиваться генеральское звание.

Университет национальной обороны готовит высший командный состав и правительственных чиновников в следующих областях:
— военное планирование и стратегия;
— компоненты военной мощи США, как инструмента внешней политики;
— боевое применение ВС США и ВС союзных стран;
— планирование мобилизации экономики страны в интересах войны;
— организация военно-промышленного производства и управления ВПК в мирное и военное время;
— материально-техническое обеспечение ВС;
— управление информационными, людскими и промышленными ресурсами.

Для подготовки офицеров со средним военным образованием из сержантов и солдат контрактной службы, имеющих опыт военной службы, предусмотрены так называемые «Кандидатские офицерские школы» по видам вооруженных сил. Срок обучения 1–2 года. Подготовка иностранных военнослужащих осуществляется отдельно от военнослужащих США в специальных вузах. Таких как Институт подготовки иностранных военнослужащих; Военно-воздушная академия иностранных военнослужащих.

картинка7

Следующее направление подготовки офицеров – это подготовка в системе Вневойсковой подготовки офицеров резерва (ROTC – Reserve Officers Training Corps). Эта военная подготовка студентов в гражданских университетах на добровольной основе. Для этой подготовки выделяется один день в неделю и проводятся летние учебные сборы.

В системе ROTC – 600 университетов США, которые имеют договоры с МО США на вневойсковую подготовку офицеров. Срок обучения – 4 года. В системе ROTC проводится высшая специальная общеобразовательная и общевоенная подготовка. По договорам с МО США стипендия составляет 300–350 долл., на литературу – 600 долл., именные выплаты за обучение, питание, жилье, транспортные расходы. Система ROTC обеспечивает подготовку до 40% потребностей в офицерском составе ВС США.

 После окончания университета присваивается воинское звание второй лейтенант, проводится военная доподготовка в специализированных военно-учебных заведениях родов войск (сил) и служб. Обязательный контракт на военную службу – 8 лет. ROTC для армии – 300 университетов, для ВВС – 200 университетов, для ВМС – 55 университетов, для МП – 45 университетов.

 Для формирования офицерского состава высококвалифицированными специалистами уникальных профессий проводится прямой набор на военную службу выпускников ведущих элитных университетов США, таких как Гарвардский, Принстонский, Колумбийский, Калифорнийский, Йельский и др.; специализированных институтов, таких как Массачусетский технологический, криптоматематический, вычислительной техники и информатики (Беркли), международных проблем и др.

 В структуре военного образования МО США около 60 высших военных заведений. Военно-учебные заведения МО США равномерно распределены по всей территории США в соответствии с системой базирования ВС США.
Высшие военно-учебные заведения США имеют сильные военно-научные школы, крепкие исторические традиции и существуют практически с момента основания США. Так, например, Вест-Пойнт был основан и располагается на одном и том же месте севернее Нью-Йорка с 1802 года. Высшие военно-учебные заведения США размещаются совместно с крупнейшими университетскими центрами страны, и их образовательный процесс организуется и проводится преподавателями, имеющими совместную преподавательскую и научную практику в лучших университетах.

 Теперь о грустном
Первый заместитель начальника Главного управления кадров Минобороны контр-адмирал Петр Антипин недавно заявил, что в связи с сокращением штатной численности офицеров в армии и на флоте до 150 тыс., на сегодняшний день свыше 40 тыс. офицеров не имеют штатных должностей и находятся в распоряжении командования. Еще 5 тыс. офицеров поставлены на сержантские должности.
«Чтобы спасти в 2009 году выпуск молодых офицеров из вузов, – сказал адмирал, – мы вынуждены были пойти на то, чтобы назначить их на должности сержантов в видах и родах войск, а также на флотах. Это около 4700 человек». При этом первый заместитель начальника ГУКа выразил озабоченность тем, что выпуск офицеров и лета 2010 года тоже может пополнить армию безработных офицеров.

 И наконец.
Руководитель департамента военного образования и науки министерства обороны России
ФРАЛЬЦОВА Тамара Анатольевна

%u043A%u0430%u0440%u0442%u0438%u043D%u043A%u04308

Родилась 2 апреля 1957 года в Кемерово.
Образование: В 1979 году окончила Кемеровский государственный университета. Кандидат педагогических наук.
Профессиональная деятельность:
С 1981 — работа в в детских дошкольных учреждениях.
С 1990 — завуч кемеровской гимназии №89, с 1992 — директор гимназии №89
С 1996 — завотделом народного образования Центрального района города Кемерова
В 1999 защитила кандидатскую диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук по теме "Организационно-педагогические условия становления районного образовательного округа"
С 2000 году начальник департамента образования администрации Кемеровской области.
В 2003 году была избрана депутатом Государственной Думы от Кемеровской области. Член фракции "Единая Россия".
В 2008 году назначена директором Пансиона воспитанниц МО РФ
В 2009 году назначена руководителем департамента военного образования и науки Министерства обороны РФ.
Теперь Тамара Анатольевна будет определять политику в области ВСЕГО военного образования. Можно быть уверенным, что это ей также по плечу.

(http://www.ruscadet.ru/vvo/person/fralceva.htm)

Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям.

Сверим часы

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Наша география