История предместья Хуфен упоминается с далёкого XIII века, но лишь в XIX оно начало принимать привычный для калининградцев облик. Тогда в Луизенвале летние месяцы проводила королева Пруссии Луиза — именно это и стало причиной стремительного развития района.
В XIX веке Хуфен был разделён на три части: Фордер Хуфен — Дальний Хуфен, Миттельхуфен — Средний Хуфен — и Хинтер Хуфен, позже переименованный в Амалиенау. К этому времени здесь уже сформировалась городская планировка кварталов, а обеспеченные владельцы вилл уложили брусчатую дорогу.
В 1896 году архитектурный конкурс по застройке Луизеналлее, организованный Восточным банком Кёнигсберга, установил правила, многие из которых стали негласными при застройке этой улицы. Первое и главное — ограничение высотности зданий, второе — обязательный фахверк и изобилие декоративных элементов.
Тогда вновь вспомнили о культовой готике, о фахверковых сооружениях, какими изобиловал город в XVI-XVII веках. В правилах также прописали несколько технических условий, одно из которых предполагало пристройку изящной полубашни с парадной лестницей. С одной стороны, это экономило место в основном массиве здания, с другой — выступало дополнительным декоративным элементом, идеально соответствующим национальному романтизму.
В том конкурсе приняли участие Фридрих Хайтманн и Франц Кра: оба проекта получили высокую оценку. Первый дом был построен там же, на Луизеналлее. К сожалению, до наших дней он не сохранился, на этом месте сейчас находится здание архива. Второй, на Лавскераллее, — стал собственной виллой Кёнигсбергского общества строительства и недвижимости.
Жилой дом в стиле виллы на Комсомольской, 24-24а
Здание построено в 1906 году, о чём гласит надпись в верхней части щипца. Вилла относится к стилю модерн с элементами национального романтизма — оконные проёмы имеют позднеготическое завершение. Под самой крышей можно наблюдать ещё одну деталь, имеющую отношение к готике, — гаргулью.
Обычно эти элементы выполняли функцию верхушки стоковой трубы, здесь же гаргулёныш является декорацией. Помимо готики на фасаде можно наблюдать и элементы ренессанса — это ажурные щипцы главного и бокового фасадов в правой части здания.
Богато декорированный кованными элементами балкон имеет явные черты модерна. Об этом свидетельствуют флоральный декор и линия «удар бича». Справа к зданию пристроена небольшая полубашенка с парадной лестницей.
Интерьер правой парадной этого дома очень богат и изящен, даже в сравнении со многими виллами в районе Амалиенау. Полувинтовая лестница украшена коваными элементами в виде листьев, перила имеют тончайший флоральный узор, а нижняя часть каждой лестничной площадки украшена витыми металлическими прутьями и декоративным элементом.
Огромная высота между этажами, нестандартный тип лестницы и свет, проходящий через единственное окно, создают удивительную атмосферу и по праву делают этот дом одним из самых прекрасных в Калининграде.
Жилой дом на Комсомольской, 39
Здание конопакского купеческого приюта — редкий пример общественного учреждения такого плана, выстроенного не по готическим канонам. Тогда этот стиль был основным для приютов, больниц, культовых сооружений и школ, но порой архитекторы позволяли себе нарушить традицию. Возможно, отдельную роль сыграло место: главная улица Миттельхуфена предназначалась для вилл и жилых домов господ. Поэтому в начале XX века там не стали строить приют по общим «готическим» правилам.
Здание в стиле модерн появилось в 1903 году. Архитектор придал вилле элементы историзма — щипец центрального фасада имеет черты везерского ренессанса и барокко. Барельеф над дверью исполнен в виде головы бога Меркурия — покровителя торговли. Фасад также украшен множеством разных лепных элементов, среди которых и гирлянды, и маскароны, и картуши.
Лестницы здесь не вынесены за пределы общего массива здания, но над боковыми парадными всё равно возвышаются декоративные башенки, сохранившие оригинальную черепицу.
Интерьер общественных помещений достаточно лаконичен: перилла составлены из простых балясин, какие были популярны ещё с конца XIX века, в необарочных и неоренессансных жилых домах Восточной Пруссии. Особый интерес представляют деревянные окна с потрясающими расстекловками, а также оригинальные двустворчатые входные двери, декорированные утончёнными коваными решётками с флоральными мотивами.
Оконные рамы посажены на петли и имеют защёлку, что позволяет открывать и закрывать окна для проветривания парадной.
Интерес вызывают и оригинальные квартирные двери на втором этаже центральной парадной. Они имеют общую коробку и напоминают створки больших ворот, ведущих в одно помещение. На самом же деле это двери в разные квартиры.
Дом на Комсомольской, 47
Здание 1905 года постройки является примером типичного жилого дома эпохи модерн. Лаконичные флоральные барельефы фасада, расстекловки, двери — всё соответствует канонам. Исключение — перила лестниц из деревянных балясин в стилистике конца XIX века.
Здание сохранило оригинальную входную дверь. Интересно отметить, что именно на улице Комсомольской сохранилось больше всего аутентичных немецких входных дверей. По сторонам от главного входа располагаются две каменные скульптуры львов со щитами, на одном из которых выбита надпись Gronau 1928. По адресной книге 1935 года зданием владел некий Хьюго Гронау, который сдавал там квартиры.
Жилой дом на Чайковского, 47
Розовый дом с ризалитами и башенками со шпилями был построен примерно в 1900 году.
В декоре ещё присутствуют элементы стилей прошлого, например, барельефы с так называемыми букраниями. По-простому это головы парнокопытных, украшенные гирляндами изобилия.
Подобный декор встречается в архитектуре с древнейших времён, начиная с классики, возвращаясь в эпоху ренессанса и перерождаясь во времена историзма. Тут же мы видим и типично модерновый барельеф — дубовые ветви с желудями. Декоративные замковые камни окон второго этажа выполнены в виде мифических существ, напоминающих львов.
Жилой дом на Чайковского, 64
Дом напротив был построен около 1905 года и сильно отличается от своего соседа. Обращение к национальному романтизму здесь всё же присутствует (например, в декорировании одного из эркеров фахверком), но оно уже полностью подчинено стилю модерн.
Здание частично ассиметрично, по бокам имеет два разнообразных эркера, один из которых завершается балкончиком, декорированным фахверком, второй, пятисторонний, — полностью обшит деревянными досками, имеет дополнительный этаж и остроконечную кровлю.
В остальном фасад декорирован очень скромно, но изящно. Окна парадной сохранили оригинальные витражи с цветами и листьями. Внутри сохранились резные деревянные перила, столь же простые, как и фасад здания, но вместе с тем столь же изящные.