Памятник воинам, погибшим в годы Первой мировой войны, с барельефом «Умирающий боец».
Расположение: г. Калининград, ул. Малоярославская, напротив домов 5 и 7.
Статус: Памятник местного (муниципального) значения (Постановление Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132).
Памятник столь необычной, на первый взгляд, формы был построен в 1923 году на территории дислокации первого сапёрного батальона «Князь Радзивилл». До 1946 года это местно называлось Учебным плацем (нем. Exerzierplatz Str.). Он представляет собой пирамиду, сложенную из (как утверждают) 666 отёсанных блоков органогенно-обломочного известняка с примесью глауконита, состоящую из 13 ступеней, высотой 4,4 метра с основанием 4 на 4 метра.
На лицевой (обращённой к ул. Малоярославская, бывш. Радзивилл-штрассе (нем. Radziwillstrasse)) стороне присутствует барельеф «Умирающий боец» работы скульптора Пауля Борхерта и надпись, выполненная на немецком языке «Нашим павшим товарищам. 1914-1918»
(Unseren gefallenen Kameraden 1914 — 1918).
На обратной стороне памятника укреплена мраморная плита с названиями сапёрных частей.
В 1921 году (по другим источникам – в 1922-м, в 1921-м принято только решение о строительстве) в основание будущей пирамиды была заложена капсула с именами погибших. Этот год пришёлся на 666-летие Кёнигсберга (нем. Königsberg), который был основан в 1255 году (до этого на месте будущего города крестоносцев находилось прусское поселение Туангсте (прус. Twangste)). Сами же числа года дают в сумме 13 (1+9+2+1 или 1+9 и 2+1).
После захвата города советскими войсками (9 апреля 1945года) монумент не был уничтожен, пострадал лишь барельеф. С ним связана одна из легенд пирамиды. Якобы монумент пытались взорвать, но в последний момент исполнитель испугался и лишь отбил голову бойца на барельефе. Честно? Звучит не очень убедительно. Более вероятно, барельеф разрушила не бомба, а мелкий вандализм и время.
На лицевой части пирамиды (обращённой к Радзивилл-штрассе) ранее имелся крест (его можно видеть на архивной фотографии). Считается, что он был изъят ещё до взятия Кёнигсберга и, якобы, даже не так давно всплыл в одном из немецких музеев (вот не той ценности вещь, если честно, хотя, кто знает…). Долгое время на его месте находилось прямоугольное углубление в блоке.
Сейчас восстановлен контур этого креста. Его часто называют тевтонским, однако, у тевтонского креста нижний луч более вытянут, закреплённый же на пирамиде символ изображает знаменитую немецкую и прусскую награду «Железный крест», форма которой является смесью форм тевтонского и мальтийского крестов.
Есть на пирамиде и ещё один «крест». Дело в том, что после реставрации некоторые камни остались более тёмными, чем другие. На правой (если стоять лицом к табличке с названиями воинских частей) грани эти более тёмные блоки складываются в своеобразный крест. Впрочем, эта форма не более, чем совпадение.
Реставрация монумента была проведена совсем недавно, в августе-сентябре 2013 года по заказу Муниципального казённого учреждения культуры Калининграда «Центр охраны памятников» сотрудниками Санкт-Петербургской организации «Наследие» (Эрмитаж).
Необычная форма памятника (в особенности числа) в сочетании с мистическими историями самого города (от древних прусских дохристианских капищ до тайных лабораторий Аненербе) и увлечением германского руководства в начале-середине XX века мистицизмом и оккультизмом, привлекает к нему повышенное внимание псевдоисследователей (особенно после нескольких передач, отснятых «настоящими мистическими» каналами).
Эти «исследователи» не стесняются создавать новые теории, легенды, факты. Так, например, в одной из псевдонаучных передач известного канала «Из жизни приведений» утверждалось, что данное место притягивает приведения, а местные жители часто видят призраки павших в Первой Мировой воинов. Можно с уверенностью утверждать – «Нет, не видят», а если и видят, то не чаще, чем в любом другом месте не зависимо от его истории и располагающихся на нём конструкций. Кстати, жители окрестных домов (в самом городе, как оказалось, не многие вообще знают о существовании этого сооружения) весьма трепетно относятся к данному монументу, не смотря на то, что он установлен солдатам, воевавшим на стороне врага. Ими предпринимались даже самостоятельные попытки его реставрации.
Капсула, заложенная в основание пирамиды также не даёт покоя искателям таинственного. Не все верят, что там лежат лишь списки погибших, многие надеются найти там некие ценности или даже ключи к тайнам третьего рейха (и не важно, что этот рейх появился лишь спустя 10 лет после строительства). В любом случае, ознакомиться с содержимым капсулы (равно как и посчитать, из скольких же блоков на самом деле сложена пирамида) можно лишь разобрав памятник по кусочкам.
Есть версия, легенда, что данное сооружение – залог того, что Кёнигсберг никогда не будет захвачен, своеобразный оберег города. В доказательство этого утверждения обычно приводят историю генерала Павла Карловича Ренненкампфа (во время Первой Мировой войны (Восточно-Прусской операции 1914года) он был командующим 1-й русской армией Северо-Западного фронта), который якобы в августе 1914 года, когда Кёнигсберг был практически у него в руках, дал приказ об отступлении, сам же сбежал из расположения армии, увлекшись женщиной. Такое поведение шестидесятилетнего генерала связывают, конечно же, с мистическим воздействием сооружения.
Генерал действительно не пошёл на Кёнегсберг, однако, совершенно по другим причинам. Была и неудачная операция, только вот не по захвату Кёнегсберга. После этой операции генерал вышел на пенсию с сохранением мундира и жалованием. Ни о каких женщинах и исчезновениях из ставки речи не шло. Подробности похода на Кёнегсберг 1-й армии под командованием Ренненкампфа, равно как и его биографию, найти не составляет труда, так что цитировать здесь факты не вижу смысла. Да и год, в котором всё это произошло, говорит сам за себя. Видимо, пирамида сооружение настолько мистическое, что останавливает армии не только в пространстве, но и во времени, меняя события, произошедшие аж за 9 лет до своего материального воплощения. Правда, в 1945-м по каким-то причинам устройство не сработало, видимо, что-то за 22 года испортилось…
Монумент (опять же согласно легенде) властен и над будущим, точнее это место якобы усиливает дар пророчества, предсказания. Именно она дала монументу его второе, «мистическое» название – «Пирамида предсказателей».
Таким образом, блоки, образующие пирамиду, это люди, которые через свой подвиг, презрение к эгоистичной звериной природе, были очищены и возвышены.
Крест, который был вмонтирован в один из блоков лицевой стороны десятого яруса пирамиды, совершенно очевидно, является изображением награды «Железный крест», учреждённой Фридрихом Вильгельмом III в 1813 году. Он показывает, насколько высоко оценен подвиг и насколько высоко вознесены люди, его совершившие, ведь выше лишь три ступени пирамиды, которые традиционно символизируют самого бога. Не стоит забывать, что Железный крест – первая награда, которая вручалась не зависимо от положения и звания, то есть удостоиться высшей почести мог любой, кто проявил себя должным образом.
Таким образом, в самой форме сооружения мы видим своеобразную эпитафию: совместный подвиг возвысил обычных людей над остальными, поднял их почти до уровня богов. Причём, это памятник именно людям, чьи имена лежат в основании пирамиды, что явно говорит «Они будут сохранены в вечности».
Умирающий воин на барельефе уже протягивает руку валькирии, чтобы занять своё место за столом в Небесных Чертогах… Кстати, воин этот до боли напоминает Адама с картины Микеланджело («Сотворение Адама»), протягивающего руку своему творцу, но скорее всего, это не более, чем совпадение…
Интересно отметить акцент, выставляемый данным сооружением. Это монумент, где именно человек поставлен во главу всего. Нам более привычны памятники несколько иного характера. В России ставят памятники подвигу, какому-либо действию, поступку. Здесь всё более «эгоистично» – памятник поставлен людям, которые подвиги совершили. Наши памятники говорят «делай также», этот призывает – «будь таким же». Такой призыв, наглядная агитация, на плацу, где проходило обучение молодых офицеров-сапёров, будущего костяка армии, как нельзя более уместен. Он показывает, что к любому свершению, героическому поступку надо идти, готовиться с самого раннего возраста, совершенствуя себя. Такой монумент, действительно, должен являться сакральным местом для тех, чья профессия война.