"Старые русские" в Кёнигсберге сорили деньгами, играли на тотализаторе и лечили "душевные болезни"...

Наша сегодняшняя прогулка по Кенигсбергу не совсем обычна. Есть такой излюбленный прием у фантастов: путешествие в прошлое на машине времени. Вот и мы попытаемся вообразить себя "людьми раньшего времени" - теми, для кого в 1912 году кенигсбергская фирма "Гаазенштейн и Фоглер" осуществила аж третье переиздание "Путеводителя по Кенигсбергу и прилегающим морским курортам для русских путешественников". "Издателями руководила единственная цель - оказать услугу русскому путешественнику в Кенигсберге. Число таких путешественников, - сообщалось в предисловии, - в летние месяцы достигает крупных размеров, многих десятков тысяч, из которых порядочная часть весьма часто находится в затруднительном положении, главным образом, при поисках врача, аптеки, того или иного магазина, увеселительного заведения и т.п."

Барон Врангель и Кёнигсберг.
Манеж кирасирского полка после войны
оккупировал продовольственный рынок

13-19 мая 2004 | НК №209

Скульптура немецкого крестьянина Михеля, изготовленная из бронзы
скульптором Иоганном Фридрихом Ройшем в 1904 году. Фото 1930 года

Мы продолжаем наши прогулки по Кенигсбергу вместе со специалистом по истории края Николаем Чебуркиным. И сегодня наш маршрут пролегает по ул. Черняховского - бывшей Врангельштрассе. Эта улица была проложена в 1885 году при объединении трех ранее существовавших маленьких улочек: Обергассе (Верхний переулок - от нынешней площади Василевского до ул. Пролетарской); Юдиттенфридхофштрассе (ул. Еврейского кладбища - от нынешней ул. Горького до Пролетарской) и Штайнедаммервальгассе (Штайндамский Вальный переулок). С каждой из этих маленьких улочек в Кенигсберге была связана отдельная история.

Крепость Кенигсберг. Последние дни.
Каким увидел штурм города
французский военнопленный

15-21 апреля 2004 | НК №205

(Продолжение.)

...Гизела Бауманн садится на кровать. Пальто и перчатки она не сняла. Комната маленькая: кровать, комод, шкаф, умывальник, маленький стол и кресло с подушкой. Карл Бреннер устроился в кресле. Оба чемодана стоят на полу. У Гизелы нет никакого желания продолжать разговор. Она устала. Она разглядывает сапоги солдата прямо перед собой. Сапоги старательного человека. Бреннер носит тяжелые, с глубокими складками кожи внизу голенища, просторные сапоги, которые удобно сидят на ноге. Обе свои ступни он устойчиво поставил на пол. Спокойный, уравновешенный, надежный мужчина. Это видно по тому, как он поставил свои ноги на пол. Вот он положил обе руки на колени. На первой руке блеснуло внушающее доверие обручальное кольцо. Пожалуй, он протестант. Эта мысль привела Гизелу к сознанию того, что она католичка. Возникли картины воспоминаний. Кирха св. Людвига в Дармштадте. Дрожащее пламя свечи. Аромат ладана. Мягкие, теплые тона, красные мантии певчих, позолоченные рамы картин тернистого пути Христа, мрамор скульптур, цвета красной меди свет, падающий из окон...

Беженцы в предместьях Кёнигсберга, январь 1945 года

Дуэли и свадьбы в Кёнигсберге.
Пока студенту-холостяку сносили
половину черепа, жениху выносили хлеб-соль

2-8 апреля 2004 | НК №203

 

Сегодня, "прогуливаясь" по Кенигсбергу
вместе с Николаем Чебуркиным,
мы поговорим об обычаях тамошних жителей.

...Мы уже писали о том, как кенигсбержцы отмечали Новый год, упоминали о венках из полевых цветов, кидаемых в воду в день Ивана Купалы, о марципановых сердечках, о фейерверках (непременном атрибуте массовых гуляний в дни городских праздников) и т.д. и т.п. Но были среди здешних увеселений в те далекие времена и.... гм... эксклюзивные. Типа "мензуры".

"Мензура" - это студенческая дуэль, страшно популярная в Кенигсберге вплоть до начала Первой мировой войны.

...Немецкий студент образца XIX - начала XX веков - прелюбопытный субъект. Как правило, он увлекается бильярдом, проводит время в душных ресторанах, пьет пиво и принадлежит к какой-нибудь корпорации.

Крепость Кенигсберг.
Последние дни. Каким увидел штурм города
французский военнопленный

8-14 апреля 2004 | НК №204

 

"Колеса опрокинутого бомбой локомотива при определенных условиях, могут долгое время продолжать вращаться впустую", - такое наблюдение сделал после воздушного налета в 1944 году Луи Клапье, автор романа "Крепость КЁнигсберг. Последние дни". В годы Второй мировой войны Луи Клапье был французским военнопленным, заключенным одного из концлагерей на территории Кенигсберга.

Роман о последних днях осажденной крепости написан им несколько позже - в начале пятидесятых, и интересен тем, что дает нам возможность увидеть это время как бы "изнутри", глазами беспристрастного наблюдателя, не питающего особой любви ни к немцам, ни к русским. В романе почти отсутствует событийная канава, герои его появляются на страницах, чтобы тут же исчезнуть, как это было, наверное, и в действительности. Их имена ничего не значат ни для автора, ни для читателей. Имена - это слишком личное, слишком индивидуальное, а в последние дни перед штурмом Кенигсберга обе противоборствующие стороны мыслили глобально... И "личности" сливались в единую массу, состоящую или из "боевых единиц", или из "потерь живого состава". Нет ни любви, ни ненависти - господствует иное состояние. Для наступающих - азарт, для тех, кто в обороне - ужас. И томительное ожидание возмездия. Потому что каждый, находившийся в обороне, понимал: пришел час расплаты. И то, что происходило в сорок первом - сорок третьем на улицах российских городов и деревень, может повториться здесь и сейчас. В Восточной Пруссии... в крепости, казавшейся такой незыблемой и неприступной.

Красное знамя над Кёнигсбергом.
вывешивалось каждый раз,
когда в городе случался пожар

19-25 февраля 2004 | НК №197

 

Наша сегодняшняя "прогулка" по Кенигсбергу не совсем обычна.

Восточное пожарное депо на Йоркштрассе,
1990 год (ныне - пожарная часть Ленинградского района на улице 1812 года) 

- Красное знамя появилось на самой высокой башне города, - говорит Николай Чебуркин, специалист по истории края, - задолго до апреля 1945 года. Еще в средние века. Его вывешивали на Центральной башне Королевского замка, если где-то в городе вспыхивал пожар.

Вообще Кенигсберг горел столько же, сколько и строился. Почти все семьсот лет. С января 1255-го по апрель 1945-го.

Первый грандиозный пожар произошел в 1262 году: во время "Великого восстания" пруссов было сожжено первое поселение на Штайндамме, севернее Замка.

В 1513 году в Кнайпхофском Форштадте сгорели госпиталь Святого Антониуса, Зеленый мост и все окрестные склады. 10 августа 1539 года в хлебопекарне начался пожар, почти уничтоживший Закхайм и Росгартен (сейчас это район между "мостом в никуда" на Московском проспекте и ул. Клинической).

"Авторитеты" Кёнигсберга.
Так иногда называли
городских почтмейстеров

4-10 марта 2004 | НК №199

 

"Где-то на полпути между Берлином и Кенигсбергом Джордж, долго смотревший в окно, спросил:

 

Здание Кёнигсбергского главпочтамта - Почему это в Германии люди прибивают ящики для писем не к дверям своего дома, как у нас, а к стволам деревьев? Да еще у самой верхушки! Меня бы раздражало лазить каждый раз так высоко, чтобы посмотреть, нет ли писем. И относительно почтальона это жестоко: я уже не говорю о неудобстве, но при сильном ветре, да еще с мешком за плечами, это положительно опасно. Впрочем, я может быть, напрасно осуждаю немцев, - продолжал он, видимо, под впечатлением какой-то новой мысли. - Может быть, они применили к обыденной жизни усовершенствованную голубиную почту? Но все-таки не понятно, почему бы им в таком случае не обучить голубей опускаться с письмами пониже. Ведь даже для нестарого немца должно быть утомительно лазить по деревьям".Это фрагмент из романа известного английского юмориста Джерома К. Джерома "Трое на четырех колесах". На самом деле, конечно же, "ящики для писем" оказались скворечниками, которых никогда прежде не видел герой-англичанин (в Англии до сих пор не принято указывать птицам, где им следует вить гнезда). А наша сегодняшняя "прогулка" с Николаем Чебуркиным, специалистом по истории края - по Кенигсбергу почтовому.

 

Замковый пруд Кёнигсберг был передан королём
в дар жителям города

26 февраля - 3 марта 2004 | НК №198

Вечерний вид южной части Замкового пруда, 1910 год

...Сегодня мы с Николаем Чебуркиным, специалистом по истории края, "прогуливаемся" по берегу Нижнего пруда. Или, как его называли в Кенигсберге - пруда Замкового.

- Впервые он упоминается в грамоте, относящейся к 1256 году, - говорит Чебуркин. - Тогда рыцари Тевтонского ордена перегородили плотиной Кошачий ручей, так как имели насущную потребность в мельнице. Позже была возведена еще одна плотина, чуть севернее. Получившийся Верхний пруд служил в Кенигсберге рыбным. На северо-западе была построена Орденская фирмария (место жительства рыцарей), а на южном берегу - монастырь Магдалины.

В столицу Восточной Пруссии летали Сергей Есенин и Владимир Маяковский

Здание Кёнигсбергского аэровокзала, построенного
по проекту архитектора Ганса Хоппа в 1922 году

...Как и было обещано, наша сегодняшняя прогулка вместе со специалистом по истории края Николаем Чебуркиным - по Кенигсбергу "воздушному".

 Первый гражданский аэропорт Германии появился именно в Кенигсберге (как, впрочем, и первая радиостанция, первый трамвай и даже первая в мире авиационная служба погоды - воистину, не город, а "родина слонов"!). После раздела Европы по окончании первой мировой войны (вследствие Версальского договора) Восточная Пруссия оказалась так же отрезана от Германии, как Калининградская область - от России сегодня. Мы уже писали о том, что поезда проходили по так называемому Данцигскому коридору с наглухо зашторенными окнами вагонов. Если польский пограничник видел хотя бы легкое шевеление занавески - он стрелял по окну. На поражение. Поэтому немцы проезжали Данцигский коридор, лежа на полках в своих купе чуть ли не по стойке смирно. Удовольствия такое "путешествие" доставляло мало. И государство всерьез озаботилось тем, чтобы наладить между рейхом и обособленной провинцией воздушное сообщение.

Не война, а коммерция спасла Восточную Пруссию от упадка и разорения

Мы продолжаем "прогулки" по Кенигсбергу вместе со специалистом по истории края Николаем Чебуркиным.

Парадоксально, но факт: при немцах Кенигсберг значил для России гораздо больше, чем Калининград - для метрополии сегодня. Играя особую роль в экспорте товаров российского происхождения - зерна, стручковых, льна, пеньки, леса и т.д. - он считался "русским портом". Вплоть до того, что до начала I-й мировой войны по инициативе германских властей Кенигсберг - в железнодорожно-тарифном отношении - был включен в русскую железнодорожную сеть. Т.е. расчет километров от границы до столицы Восточной Пруссии производился по российскому тарифу, как если бы на это расстояние продолжалась российская территория. И это отмечали сами немцы - своим превращением из провинциального города, расположенного в самом северо-востоке Германии, в процветающий крупный порт Кенигсберг был обязан именно тому, что активно использовался для перевозки грузов через свой "хинтерланд" в Россию.

Поиск по сайту

Сверим часы

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Наша география