Дуэли и свадьбы в Кёнигсберге.
Пока студенту-холостяку сносили
половину черепа, жениху выносили хлеб-соль

2-8 апреля 2004 | НК №203

 

Сегодня, "прогуливаясь" по Кенигсбергу
вместе с Николаем Чебуркиным,
мы поговорим об обычаях тамошних жителей.

...Мы уже писали о том, как кенигсбержцы отмечали Новый год, упоминали о венках из полевых цветов, кидаемых в воду в день Ивана Купалы, о марципановых сердечках, о фейерверках (непременном атрибуте массовых гуляний в дни городских праздников) и т.д. и т.п. Но были среди здешних увеселений в те далекие времена и.... гм... эксклюзивные. Типа "мензуры".

"Мензура" - это студенческая дуэль, страшно популярная в Кенигсберге вплоть до начала Первой мировой войны.

...Немецкий студент образца XIX - начала XX веков - прелюбопытный субъект. Как правило, он увлекается бильярдом, проводит время в душных ресторанах, пьет пиво и принадлежит к какой-нибудь корпорации.

Крепость Кенигсберг.
Последние дни. Каким увидел штурм города
французский военнопленный

8-14 апреля 2004 | НК №204

 

"Колеса опрокинутого бомбой локомотива при определенных условиях, могут долгое время продолжать вращаться впустую", - такое наблюдение сделал после воздушного налета в 1944 году Луи Клапье, автор романа "Крепость КЁнигсберг. Последние дни". В годы Второй мировой войны Луи Клапье был французским военнопленным, заключенным одного из концлагерей на территории Кенигсберга.

Роман о последних днях осажденной крепости написан им несколько позже - в начале пятидесятых, и интересен тем, что дает нам возможность увидеть это время как бы "изнутри", глазами беспристрастного наблюдателя, не питающего особой любви ни к немцам, ни к русским. В романе почти отсутствует событийная канава, герои его появляются на страницах, чтобы тут же исчезнуть, как это было, наверное, и в действительности. Их имена ничего не значат ни для автора, ни для читателей. Имена - это слишком личное, слишком индивидуальное, а в последние дни перед штурмом Кенигсберга обе противоборствующие стороны мыслили глобально... И "личности" сливались в единую массу, состоящую или из "боевых единиц", или из "потерь живого состава". Нет ни любви, ни ненависти - господствует иное состояние. Для наступающих - азарт, для тех, кто в обороне - ужас. И томительное ожидание возмездия. Потому что каждый, находившийся в обороне, понимал: пришел час расплаты. И то, что происходило в сорок первом - сорок третьем на улицах российских городов и деревень, может повториться здесь и сейчас. В Восточной Пруссии... в крепости, казавшейся такой незыблемой и неприступной.

Красное знамя над Кёнигсбергом.
вывешивалось каждый раз,
когда в городе случался пожар

19-25 февраля 2004 | НК №197

 

Наша сегодняшняя "прогулка" по Кенигсбергу не совсем обычна.

Восточное пожарное депо на Йоркштрассе,
1990 год (ныне - пожарная часть Ленинградского района на улице 1812 года) 

- Красное знамя появилось на самой высокой башне города, - говорит Николай Чебуркин, специалист по истории края, - задолго до апреля 1945 года. Еще в средние века. Его вывешивали на Центральной башне Королевского замка, если где-то в городе вспыхивал пожар.

Вообще Кенигсберг горел столько же, сколько и строился. Почти все семьсот лет. С января 1255-го по апрель 1945-го.

Первый грандиозный пожар произошел в 1262 году: во время "Великого восстания" пруссов было сожжено первое поселение на Штайндамме, севернее Замка.

В 1513 году в Кнайпхофском Форштадте сгорели госпиталь Святого Антониуса, Зеленый мост и все окрестные склады. 10 августа 1539 года в хлебопекарне начался пожар, почти уничтоживший Закхайм и Росгартен (сейчас это район между "мостом в никуда" на Московском проспекте и ул. Клинической).

"Авторитеты" Кёнигсберга.
Так иногда называли
городских почтмейстеров

4-10 марта 2004 | НК №199

 

"Где-то на полпути между Берлином и Кенигсбергом Джордж, долго смотревший в окно, спросил:

 

Здание Кёнигсбергского главпочтамта - Почему это в Германии люди прибивают ящики для писем не к дверям своего дома, как у нас, а к стволам деревьев? Да еще у самой верхушки! Меня бы раздражало лазить каждый раз так высоко, чтобы посмотреть, нет ли писем. И относительно почтальона это жестоко: я уже не говорю о неудобстве, но при сильном ветре, да еще с мешком за плечами, это положительно опасно. Впрочем, я может быть, напрасно осуждаю немцев, - продолжал он, видимо, под впечатлением какой-то новой мысли. - Может быть, они применили к обыденной жизни усовершенствованную голубиную почту? Но все-таки не понятно, почему бы им в таком случае не обучить голубей опускаться с письмами пониже. Ведь даже для нестарого немца должно быть утомительно лазить по деревьям".Это фрагмент из романа известного английского юмориста Джерома К. Джерома "Трое на четырех колесах". На самом деле, конечно же, "ящики для писем" оказались скворечниками, которых никогда прежде не видел герой-англичанин (в Англии до сих пор не принято указывать птицам, где им следует вить гнезда). А наша сегодняшняя "прогулка" с Николаем Чебуркиным, специалистом по истории края - по Кенигсбергу почтовому.

 

Это была одна из самых длительных (103 дня - с 13 января по 26 апреля 1945) и самых массовых стратегических операций Красной Армии.

На начало операции было задействовано 133 дивизии, 8 отдельных корпусов, 10 бригад и 4 укрепленных района - всего 1,669 млн военнослужащих - более четверти всей действующей Красной армии. Для участия в операции изначально предназначалось 3.859 танков и 3.097 самолетов.

Оборонявшая Восточную Пруссию немецкая группа армий "Центр" по советским данным имела около 700 танков и 515 самолетов, и насчитывала 41 дивизию и 1 бригаду - 580 тыс. солдат и офицеров + "200 тыс. фольксштурмовцев" - подростков 14-17 лет и мужчин 50-60 лет.

("Фольксштурм", впрочем, вряд ли можно считать военной силой, поскольку зачастую целые роты этих "бойцов" были вооружены лишь трофейными – датскими, французскими, итальянскими - винтовками и имели по пять патронов на винтовку; размещались "фольксштурмовцы" не на фронте, а в тыловых районах, для охраны различных объектов.)

Замковый пруд Кёнигсберг был передан королём
в дар жителям города

26 февраля - 3 марта 2004 | НК №198

Вечерний вид южной части Замкового пруда, 1910 год

...Сегодня мы с Николаем Чебуркиным, специалистом по истории края, "прогуливаемся" по берегу Нижнего пруда. Или, как его называли в Кенигсберге - пруда Замкового.

- Впервые он упоминается в грамоте, относящейся к 1256 году, - говорит Чебуркин. - Тогда рыцари Тевтонского ордена перегородили плотиной Кошачий ручей, так как имели насущную потребность в мельнице. Позже была возведена еще одна плотина, чуть севернее. Получившийся Верхний пруд служил в Кенигсберге рыбным. На северо-западе была построена Орденская фирмария (место жительства рыцарей), а на южном берегу - монастырь Магдалины.

В Калининграде хранятся сокровища тамплиеров?
По узкому и низкому коридору приходилось протискиваться в практически полной темноте. Фонарик впереди идущего диггера помогал разве что ему самому, все остальные двигались буквально наощупь. Неожиданно сырые стены раздались, и мы очутились в сравнительно просторном помещении. Пол был завален какой-то полусгнившей ветошью, луч света выхватил из темноты старый чемодан с какими-то бумагами. Явственно слышался топот лап разбегавшихся крыс.
- Вот он, подземный Кенигсберг, - после недолгого молчания произнес мой провожатый. – Не впечатляет?
Экскурсия по подвалам Кнайпхофа, сегодня более известного как остров Канта, и в самом деле не принесла никаких сенсаций. Впрочем, на места, хоженые-перехоженые за 60 прошедших лет местными и заезжими кладоискателями и просто любителями приключений, изначально особой надежды и не было.

Из самых распространённых "сведений", циркулирующих среди русского населения сразу после войны, пальму первенства занимали сведения о подземных ходах и подземном городе, а также о кладах, обнаруженных "знакомым моего соседа".

Наиболее "знаменитым" был подземный ход из виллы Эдит, который шёл до Королевского замка, а через него в Кафедральный собор. Ход настолько хорошо сохранился, что был не подтоплен, как прочие, и всё в нём функционировало, даже электричество. Идёшь по нему, и лампочки по дороге включаешь: всё работает! Естественно, до сих пор сохранился подземный ход от памятника "1200 гвардейцам" до ЦГ, сделанный параллельно железнодорожный ветке на Северный вокзал.

Все форты, конечно, соединялись между собой подземным ходом, по которому курсируют самые настоящие поезда: масса людей видела! Между 8 и 9 фортом стоит будочка, недоделанный дот, вот туда спускаешься, садишься в поезд, и поехал. Хочешь - в одну сторону, хочешь - в другую. Элементарно! Сотрудники КГБ от Кёнигсберга до Пиллау ездили по подземному ходу на машинах.

Подземелья были заселены. "Идёшь, а у стен - скелеты! В офицерской форме, в фуражках, и этот скелет держит в руке череп от другого скелета:"

В столицу Восточной Пруссии летали Сергей Есенин и Владимир Маяковский

Здание Кёнигсбергского аэровокзала, построенного
по проекту архитектора Ганса Хоппа в 1922 году

...Как и было обещано, наша сегодняшняя прогулка вместе со специалистом по истории края Николаем Чебуркиным - по Кенигсбергу "воздушному".

 Первый гражданский аэропорт Германии появился именно в Кенигсберге (как, впрочем, и первая радиостанция, первый трамвай и даже первая в мире авиационная служба погоды - воистину, не город, а "родина слонов"!). После раздела Европы по окончании первой мировой войны (вследствие Версальского договора) Восточная Пруссия оказалась так же отрезана от Германии, как Калининградская область - от России сегодня. Мы уже писали о том, что поезда проходили по так называемому Данцигскому коридору с наглухо зашторенными окнами вагонов. Если польский пограничник видел хотя бы легкое шевеление занавески - он стрелял по окну. На поражение. Поэтому немцы проезжали Данцигский коридор, лежа на полках в своих купе чуть ли не по стойке смирно. Удовольствия такое "путешествие" доставляло мало. И государство всерьез озаботилось тем, чтобы наладить между рейхом и обособленной провинцией воздушное сообщение.

Не война, а коммерция спасла Восточную Пруссию от упадка и разорения

Мы продолжаем "прогулки" по Кенигсбергу вместе со специалистом по истории края Николаем Чебуркиным.

Парадоксально, но факт: при немцах Кенигсберг значил для России гораздо больше, чем Калининград - для метрополии сегодня. Играя особую роль в экспорте товаров российского происхождения - зерна, стручковых, льна, пеньки, леса и т.д. - он считался "русским портом". Вплоть до того, что до начала I-й мировой войны по инициативе германских властей Кенигсберг - в железнодорожно-тарифном отношении - был включен в русскую железнодорожную сеть. Т.е. расчет километров от границы до столицы Восточной Пруссии производился по российскому тарифу, как если бы на это расстояние продолжалась российская территория. И это отмечали сами немцы - своим превращением из провинциального города, расположенного в самом северо-востоке Германии, в процветающий крупный порт Кенигсберг был обязан именно тому, что активно использовался для перевозки грузов через свой "хинтерланд" в Россию.

Поиск по сайту

Сверим часы

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Наша география