Дуэли и свадьбы в Кёнигсберге.
Пока студенту-холостяку сносили
половину черепа, жениху выносили хлеб-соль

2-8 апреля 2004 | НК №203

 

Сегодня, "прогуливаясь" по Кенигсбергу
вместе с Николаем Чебуркиным,
мы поговорим об обычаях тамошних жителей.

...Мы уже писали о том, как кенигсбержцы отмечали Новый год, упоминали о венках из полевых цветов, кидаемых в воду в день Ивана Купалы, о марципановых сердечках, о фейерверках (непременном атрибуте массовых гуляний в дни городских праздников) и т.д. и т.п. Но были среди здешних увеселений в те далекие времена и.... гм... эксклюзивные. Типа "мензуры".

"Мензура" - это студенческая дуэль, страшно популярная в Кенигсберге вплоть до начала Первой мировой войны.

...Немецкий студент образца XIX - начала XX веков - прелюбопытный субъект. Как правило, он увлекается бильярдом, проводит время в душных ресторанах, пьет пиво и принадлежит к какой-нибудь корпорации.

Крепость Кенигсберг.
Последние дни. Каким увидел штурм города
французский военнопленный

8-14 апреля 2004 | НК №204

 

"Колеса опрокинутого бомбой локомотива при определенных условиях, могут долгое время продолжать вращаться впустую", - такое наблюдение сделал после воздушного налета в 1944 году Луи Клапье, автор романа "Крепость КЁнигсберг. Последние дни". В годы Второй мировой войны Луи Клапье был французским военнопленным, заключенным одного из концлагерей на территории Кенигсберга.

Роман о последних днях осажденной крепости написан им несколько позже - в начале пятидесятых, и интересен тем, что дает нам возможность увидеть это время как бы "изнутри", глазами беспристрастного наблюдателя, не питающего особой любви ни к немцам, ни к русским. В романе почти отсутствует событийная канава, герои его появляются на страницах, чтобы тут же исчезнуть, как это было, наверное, и в действительности. Их имена ничего не значат ни для автора, ни для читателей. Имена - это слишком личное, слишком индивидуальное, а в последние дни перед штурмом Кенигсберга обе противоборствующие стороны мыслили глобально... И "личности" сливались в единую массу, состоящую или из "боевых единиц", или из "потерь живого состава". Нет ни любви, ни ненависти - господствует иное состояние. Для наступающих - азарт, для тех, кто в обороне - ужас. И томительное ожидание возмездия. Потому что каждый, находившийся в обороне, понимал: пришел час расплаты. И то, что происходило в сорок первом - сорок третьем на улицах российских городов и деревень, может повториться здесь и сейчас. В Восточной Пруссии... в крепости, казавшейся такой незыблемой и неприступной.

Красное знамя над Кёнигсбергом.
вывешивалось каждый раз,
когда в городе случался пожар

19-25 февраля 2004 | НК №197

 

Наша сегодняшняя "прогулка" по Кенигсбергу не совсем обычна.

Восточное пожарное депо на Йоркштрассе,
1990 год (ныне - пожарная часть Ленинградского района на улице 1812 года) 

- Красное знамя появилось на самой высокой башне города, - говорит Николай Чебуркин, специалист по истории края, - задолго до апреля 1945 года. Еще в средние века. Его вывешивали на Центральной башне Королевского замка, если где-то в городе вспыхивал пожар.

Вообще Кенигсберг горел столько же, сколько и строился. Почти все семьсот лет. С января 1255-го по апрель 1945-го.

Первый грандиозный пожар произошел в 1262 году: во время "Великого восстания" пруссов было сожжено первое поселение на Штайндамме, севернее Замка.

В 1513 году в Кнайпхофском Форштадте сгорели госпиталь Святого Антониуса, Зеленый мост и все окрестные склады. 10 августа 1539 года в хлебопекарне начался пожар, почти уничтоживший Закхайм и Росгартен (сейчас это район между "мостом в никуда" на Московском проспекте и ул. Клинической).

"Авторитеты" Кёнигсберга.
Так иногда называли
городских почтмейстеров

4-10 марта 2004 | НК №199

 

"Где-то на полпути между Берлином и Кенигсбергом Джордж, долго смотревший в окно, спросил:

 

Здание Кёнигсбергского главпочтамта - Почему это в Германии люди прибивают ящики для писем не к дверям своего дома, как у нас, а к стволам деревьев? Да еще у самой верхушки! Меня бы раздражало лазить каждый раз так высоко, чтобы посмотреть, нет ли писем. И относительно почтальона это жестоко: я уже не говорю о неудобстве, но при сильном ветре, да еще с мешком за плечами, это положительно опасно. Впрочем, я может быть, напрасно осуждаю немцев, - продолжал он, видимо, под впечатлением какой-то новой мысли. - Может быть, они применили к обыденной жизни усовершенствованную голубиную почту? Но все-таки не понятно, почему бы им в таком случае не обучить голубей опускаться с письмами пониже. Ведь даже для нестарого немца должно быть утомительно лазить по деревьям".Это фрагмент из романа известного английского юмориста Джерома К. Джерома "Трое на четырех колесах". На самом деле, конечно же, "ящики для писем" оказались скворечниками, которых никогда прежде не видел герой-англичанин (в Англии до сих пор не принято указывать птицам, где им следует вить гнезда). А наша сегодняшняя "прогулка" с Николаем Чебуркиным, специалистом по истории края - по Кенигсбергу почтовому.

Зал обработки почтовых отправлений на Кёнигсбергском главпочтамте, 1886 год - Первые почтовые курьеры (если можно их так назвать) прибыли в Кенигсберг аккурат на момент его основания королем Оттокаром, - говорит Николай. - Это были послы из Рима, которые сообщили королю, что скончался Папа Римский Иннокентий IV. На месте, где Оттокар заложил первый камень в основание храма (будущей Штайндаммской кирхи), был отслужен молебен, после чего король поспешил к себе в Чехию....В дальнейшем для перевозки писем использовались конные курьеры. Как правило, это были крепкие молодые люди верхом на выносливых лошадях. В Пруссии их называли "швейкены".Первая почта в средние века возникла в Мариенбурге (ныне Мальборг в Польше), бывшем тогда столицей Орденского государства.Средневековые Альтштадт, Кнайпхофф и Лебенихт содержали в качестве курьеров трех "авторитетных горожан", которых именовали "городскими почтмейстерами". (Что ж, у каждого времени - свои представления об "авторитетах", - прим. авт.)...В 1614 году государственная почта была основана в Берлине. Через тридцать лет курфюрст уполномочил "курьерного мастера" Мартина Нойманна отправлять почту в Ригу, Варшаву, Торн и Данциг с "почтовыми" всадниками. Также была дана возможность купцам брать почту с собой.

Последняя транспортировка почты В 1648 году конная почта из Кенигсберга до Варшавы добиралась за 10 дней. До Берлина - за четыре. В 1700 году появилась первая почтовая карета. Вытеснившая всадников с пухлыми сумками, притороченными к седлам... Карета (как явление) продержалась более двух столетий. До того, как в массовый обиход вошли сначала велосипеды, а потом и автомобили....В 1705-1707 годах был построен главпочтамт на Альтштадтише Бергштрассе (там, где сейчас торчит недостроенный Дом Советов), а в 1730-м, рядом, на Альтштадском рынке, появился дом для упаковки почты. Отсюда и направлялись почтовые кареты.В 1733 году все почтовое сообщение осуществляли г-н почтмейстер Бертрам, его заместитель Геелхаар, три писаря, один письмоносец и один приемщик посылок. Кроме того, придворному почтмейстеру были подчинены тридцать восемь служащих в провинции.Кстати, в Семилетнюю войну с одним из "почтарей" по фамилии Вагнер - из Пиллау (ныне Балтийск) - произошел курьезный случай: его прихватили на шпионстве. Он перлюстрировал (то бишь, попросту вскрывал) письма русских офицеров, выискивал сведения, представляющие интерес с военной (или политической) точки зрения, и доносил прусскому королю Фридриху Великому. Застуканный с поличным, он был арестован и отправлен в Сибирь. О своем пребывании там он написал книгу (кстати, изданную в свое время на русском языке). Когда же закончилась его сибирская ссылка, "шпион, вернувшийся с холода" (прямо как у Ле-Карре), потребовал - в качестве компенсации за страдания нравственные и физические - предоставить ему должность почтмейстера Кенигсберга.

Здание Кёнигсбергского телеграфа, 1913 год.

Разобрано на кирпич в конце 50-х годов прошлого столетия. В настоящий момент на его месте находятся пустырь и платная автостоянка - рядом с Междугородней телефонной станцией на Ленинском проспекте Но... очевидно, король счел, что хотя сибирский мороз - штука пренеприятная, но желаемая награда все-таки чересчур велика. Так что почтмейстерство "обломилось" незадачливому шпиону лишь много лет спустя, после смерти Фридриха Великого. Зато - вкупе с компенсацией, составившей несколько тысяч талеров....В 1847 году почтовая государственная казна приобрела Лесгевангский дом для престарелых - и двумя годами позже построила на всем его участке новый главпочтамт.В 1850 году в Кенигсберге были выпущены первые прусские почтовые марки. Сегодня стоимость каждой из них (а сохранились лишь единичные экземпляры) - тысячи евро. В том году на каждого кенигсбергского жителя в среднем приходилось по два полученных письма.Но особенно немцы любили посылать друг другу поздравительные открытки. Еще 30 ноября 1865 года обер-почтмейстер Пруссии Генрих Штефан (опять о "родине слонов", - прим. авт.) предложил на очередной почтовой конференции некое новшество: "почтовый листок", предназначенный для открытых сообщений.Тогда из-за высокого почтового сбора предложение принято не было, но уже через четыре года в Австрии была выпущена первая в мире открытка с отпечатанной маркой, предназначенная к пересылке по почте без конверта. (Но идея-то была наша! То бишь, кенигсбергская! - прим. авт.)16 июля 1870 года, в день объявления мобилизации Германской армии, книготорговец Шварц из Ольденбурга выпускает первую иллюстрационную открытку. На ее адресной стороне помещалась виньетка с изображением артиллериста с пушкой.Через четыре года был учрежден Всемирный почтовый союз: двадцать два государства-участника подписали всеобщую почтовую конференцию, предусматривающую единство почтовой таксы, почтовой территории, а также единый международный формат открытки (9х14 см)

.

Здание Северного вокзала с почтой в двухэтажной пристройке, 1938 год.

После постройки в 2003 году на ул. Гаражной "Калининградского пассажа" внешний облик вокзального ансамбля подвергся кардинальному изменению Кенигсбергские открытки нередко поражали удивительной техникой и манерой исполнения: их не только искусно печатали литографическим и шелкографическим способами (ныне забытыми), но и рисовали и раскрашивали от руки на специально выпущенной открыточной бумаге с затейливым кружевом по краям, выклеивали из перьев, волос, сухих цветов, кусочков материи... производили тиснение, под давлением вклеивали в изображение шелк, позолоту, блестки...Выпускались специальные тематические серии (к примеру, виды города). Но особенной популярностью пользовались сентиментальные сюжеты: пухлощекие ангелочки, детки с кукольными личиками, томные белокурые Гретхен, а также "пылающие сердца, пронзенные стрелой с приличной надписью".Сегодня цена любой, самой захудалой и поздней открытки со штемпелем Кенигсберга коллекционеры отсчитывают от 5 евро. Раритеты - стоят тысячи.20 июля 1853 года была открыта первая телеграфная линия "Кенигсберг-Браунсберг" (так что калининградские телеграфисты в прошлом году благополучно "проспали" стопятидесятилетний юбилей, - прим. авт.). Телеграф располагался на Клаппервизе, 17а (теперь это перекресток улиц Полоцкой и Серпуховской).

Открытка с изображением здания Главного (ныне Южного) вокзала.
Справа - почтовая пристройка.

В верхнем углу штемпель железнодорожной почты от 14 декабря 1943 года ...В 1881 году первый немецкий телефон появился в Берлине. Линия была рассчитана на 94 номера. Кенигсбергский телефон двумя годами моложе. Сначала номеров было всего двадцать пять, но уже в 1888 году их количество увеличилось до 143. А в 1893 году было уже 563 номера, в 1908 - 3.226, в 1928 - 11.300.(120 лет калининградским телефонным линиям соответствующее ведомство в прошлом году уже "проморгало". Через 4 года линиям исполняется 125 лет. Между прочим, все наши номера, начинавшиеся в своем "пятизначном состоянии" с двойки, тройки, четверки и пятерки - те самые, немецкие. Арматура времен Гитлера используется и поныне - стоит ли удивляться, что где-нибудь в Балтрайоне выйти в Интернет так же непросто, как в открытый космос, - прим. авт.)В 1884 году Главная дирекция почт Кенигсберга имела уже 166 почтовых отделений с 273-мя служащими. В 1887 году почтовыми строительными советниками Нерингом и Бетхером было построено новое здание главпочтамта, стоимость объекта составила 563.280 марок. В этом здании "объект" находился до 1945 года.Частная почта "Ганза" продержалась недолго. Открывшись в 1894 году - уже в 1900-м предприятие было вынуждено прекратить свою деятельность. Вопреки желанию владельцев. Государство не желало никому уступать монополию....В 1902 году был построен новый телеграф, в 1913 - здание Главной дирекции почт на Брамсштрассе, 7. При штурме Кенигсберга в 1945-м оно было разрушено. Потом его хотели восстановить и использовать под обком КПСС, но военные положили на него глаз - и теперь это штаб Балтийского флота.В здании, специально построенном для Управления почтовых расходов - была у экономных немцев и такая структура - сегодня размещается "Янтарьэнерго"....Почтальоны в Кенигсберге работали напряженно: в восемь, одиннадцать, тринадцать, шестнадцать и восемнадцать часов каждый день (!) они выходили "на трассу". В воскресенье последняя "ходка" делалась в восемь вечера. Профессия считалась сугубо мужской - и лишь в военный 1915 год появились первые женщины с почтовыми сумками через плечо.

Электромобили для развозки почты по Кёнигсбергу ...

Кроме главпочтамта в Кенигсберге было две больших вспомогательных почты - Гинденбург (ныне наш главпочтамт на ул. Леонова) и "Прегель" (ныне - проектировочная контора космической связи на Малом переулке). Когда в августе 1944-го при налете английской авиации "головной" почтамт сгорел, его функции равномерно распределили между собой вспомогательные почтовые отделения.Кроме того, свои почтовые отделения были при каждом железнодорожном вокзале. И до самых последних минут в осажденном, атакуемом городе почта работала, как часы.Как, впрочем, и все остальные государственные структуры. "Орднунг" (порядок) немцы блюли как самую священную заповедь.А о том, что еще они блюли, какими отличались привычками, какие исполняли обряды, мы расскажем в следующий раз. Во время очередной "прогулки" по городу, живущему в памяти поколений - и в мифах. 

Д. Якшина 

Это была одна из самых длительных (103 дня - с 13 января по 26 апреля 1945) и самых массовых стратегических операций Красной Армии.

На начало операции было задействовано 133 дивизии, 8 отдельных корпусов, 10 бригад и 4 укрепленных района - всего 1,669 млн военнослужащих - более четверти всей действующей Красной армии. Для участия в операции изначально предназначалось 3.859 танков и 3.097 самолетов.

Оборонявшая Восточную Пруссию немецкая группа армий "Центр" по советским данным имела около 700 танков и 515 самолетов, и насчитывала 41 дивизию и 1 бригаду - 580 тыс. солдат и офицеров + "200 тыс. фольксштурмовцев" - подростков 14-17 лет и мужчин 50-60 лет.

("Фольксштурм", впрочем, вряд ли можно считать военной силой, поскольку зачастую целые роты этих "бойцов" были вооружены лишь трофейными – датскими, французскими, итальянскими - винтовками и имели по пять патронов на винтовку; размещались "фольксштурмовцы" не на фронте, а в тыловых районах, для охраны различных объектов.)

Замковый пруд Кёнигсберг был передан королём
в дар жителям города

26 февраля - 3 марта 2004 | НК №198

Вечерний вид южной части Замкового пруда, 1910 год

...Сегодня мы с Николаем Чебуркиным, специалистом по истории края, "прогуливаемся" по берегу Нижнего пруда. Или, как его называли в Кенигсберге - пруда Замкового.

- Впервые он упоминается в грамоте, относящейся к 1256 году, - говорит Чебуркин. - Тогда рыцари Тевтонского ордена перегородили плотиной Кошачий ручей, так как имели насущную потребность в мельнице. Позже была возведена еще одна плотина, чуть севернее. Получившийся Верхний пруд служил в Кенигсберге рыбным. На северо-западе была построена Орденская фирмария (место жительства рыцарей), а на южном берегу - монастырь Магдалины.

В Калининграде хранятся сокровища тамплиеров?
По узкому и низкому коридору приходилось протискиваться в практически полной темноте. Фонарик впереди идущего диггера помогал разве что ему самому, все остальные двигались буквально наощупь. Неожиданно сырые стены раздались, и мы очутились в сравнительно просторном помещении. Пол был завален какой-то полусгнившей ветошью, луч света выхватил из темноты старый чемодан с какими-то бумагами. Явственно слышался топот лап разбегавшихся крыс.
- Вот он, подземный Кенигсберг, - после недолгого молчания произнес мой провожатый. – Не впечатляет?
Экскурсия по подвалам Кнайпхофа, сегодня более известного как остров Канта, и в самом деле не принесла никаких сенсаций. Впрочем, на места, хоженые-перехоженые за 60 прошедших лет местными и заезжими кладоискателями и просто любителями приключений, изначально особой надежды и не было.

Из самых распространённых "сведений", циркулирующих среди русского населения сразу после войны, пальму первенства занимали сведения о подземных ходах и подземном городе, а также о кладах, обнаруженных "знакомым моего соседа".

Наиболее "знаменитым" был подземный ход из виллы Эдит, который шёл до Королевского замка, а через него в Кафедральный собор. Ход настолько хорошо сохранился, что был не подтоплен, как прочие, и всё в нём функционировало, даже электричество. Идёшь по нему, и лампочки по дороге включаешь: всё работает! Естественно, до сих пор сохранился подземный ход от памятника "1200 гвардейцам" до ЦГ, сделанный параллельно железнодорожный ветке на Северный вокзал.

Все форты, конечно, соединялись между собой подземным ходом, по которому курсируют самые настоящие поезда: масса людей видела! Между 8 и 9 фортом стоит будочка, недоделанный дот, вот туда спускаешься, садишься в поезд, и поехал. Хочешь - в одну сторону, хочешь - в другую. Элементарно! Сотрудники КГБ от Кёнигсберга до Пиллау ездили по подземному ходу на машинах.

Подземелья были заселены. "Идёшь, а у стен - скелеты! В офицерской форме, в фуражках, и этот скелет держит в руке череп от другого скелета:"

В столицу Восточной Пруссии летали Сергей Есенин и Владимир Маяковский

Здание Кёнигсбергского аэровокзала, построенного
по проекту архитектора Ганса Хоппа в 1922 году

...Как и было обещано, наша сегодняшняя прогулка вместе со специалистом по истории края Николаем Чебуркиным - по Кенигсбергу "воздушному".

 Первый гражданский аэропорт Германии появился именно в Кенигсберге (как, впрочем, и первая радиостанция, первый трамвай и даже первая в мире авиационная служба погоды - воистину, не город, а "родина слонов"!). После раздела Европы по окончании первой мировой войны (вследствие Версальского договора) Восточная Пруссия оказалась так же отрезана от Германии, как Калининградская область - от России сегодня. Мы уже писали о том, что поезда проходили по так называемому Данцигскому коридору с наглухо зашторенными окнами вагонов. Если польский пограничник видел хотя бы легкое шевеление занавески - он стрелял по окну. На поражение. Поэтому немцы проезжали Данцигский коридор, лежа на полках в своих купе чуть ли не по стойке смирно. Удовольствия такое "путешествие" доставляло мало. И государство всерьез озаботилось тем, чтобы наладить между рейхом и обособленной провинцией воздушное сообщение.

Кёнигсбергский аэродром. Вид с северо-запада, 1926 год

- Кенигсбергский аэропорт Девау был одним из лучших аэропортов своего времени, - говорит Николай. - Здесь имелись просторные отапливаемые ангары для самолетов, централизованная заправка топливом, подземные эмалированные емкости-хранилища, великолепная дренажная система, широкое летное поле... В начале 20-х годов небольшие города Восточной Пруссии также стремились приобщиться к воздушному сообщению. Хорошие летные поля были в Инстербурге и Эльбинге... Алленштайн располагал небольшой ровной площадкой, пригодной для взлета и посадки легких самолетов типа "Юнкерс F13". В Мариенбурге для этих целей использовалось поле, где некогда был ипподром. Тильзит пытался превратить в аэродром песчаный пустырь возле Альт Войнотен.

Существовала местная авиалиния Кенигсберг-Эльбинг-Мариенбург-Данциг-Штольц-Штеттин (причем долететь от пункта до пункта можно было минут за двадцать). И хотя стоимость авиабилетов была сравнительно невысокой (от 1 до 2 немецких марок за километр пути), все же она в 2-3 раза превышала цену железнодорожного билета первого класса. В обнищавшей после проигранной войны Германии немногие могли себе позволить подобную роскошь - и спрос на эти воздушные перевозки отсутствовал. Поэтому говорить мы будем о главном аэропорте Восточной Пруссии - Девау.

...Имение Девау, находившееся в восточном пригороде Кенигсберга Кальтхоф (Кальговка), когда-то относилось к королевским владениям. В 1798 году там появился новый учебный военный плац, на котором 5 июля того же года состоялся парад в честь короля Фридриха Вильгельма II. Плац очень скоро стали называть Великим парадным. Его территория была равна 273 га, по краям плац был обсажен деревьями. Поверхность его была почти идеально ровной - это необходимое для учебных маневров условие и оказалось решающим в начале ХХ века...

Последние императорские маневры Первого Армейского корпуса прошли здесь в 1910 году. После чего на плацу и был размещен Кенигсбергский аэропорт, построенный по проекту архитектора Ганса Хоппа.

Надо сказать, жители Кенигсберга всегда питали слабость к воздухоплаванию. 5 августа 1810 года профессор Робертсон осуществил взлет на воздушном шаре со Шлоссплатц (Замковая площадь) и приземлился в Квандиттене.

Дирижабль "Граф Цеппелин" над Ганзейской площадью

В июне 1906 года для публики в Зоологическом саду был поднят привязной аэростат. Его корзина вмещала примерно 15 пассажиров, полет на высоте 300 метров стоил три марки.

В 1913 году в Кенигсберг прилетел знаменитый французский летчик Луи Блерио, незадолго до того преодолевший на моноплане Ла-Манш. Публика принимала его восторженно.

Фотоснимок центральной части Кёнигсберга,
сделанный с самолёта компании "Дерулюфт" в 1925 году

В 1913 году в северной части Амалиенау появился зал дирижаблей-"цеппелинов" - и в том же году на Девау стала базироваться военная авиация....Надо сказать, что кенигсбергских военных летчиков (а большинство из них имело аристократические корни) в воздухе отличали как отчаянная смелость, так и благородство. Русская писательница Тэффи вспоминала случай, рассказанный ей очевидцем воздушного боя. В небе схлестнулись два аса: француз - и потомок восточно-прусских баронов. Француз был подбит. В полет он брал с собой собаку. И вот, чувствуя, что падение неизбежно, он нацепил на пса парашют и выкинул его за борт самолета. Немец, готовый уже расстрелять в упор обессиленного противника, увидев такую картину... отдал французу честь и, развернувшись, полетел на свой аэродром. (Где, говорят, был за такой исход боя сурово наказан.)

...В соответствии с Версальским договором побежденной Германии запрещалось иметь военную авиацию. В 1920 году в Девау были переданы старые военные самолеты - для налаживания пассажирских авиаперевозок. Над "польским коридором" летать было запрещено, поэтому участок между Шнейдемюлен и Данцигом (линия Берлин-Кенигсберг) преодолевался над Данцигской бухтой. Первые полеты требовали от пассажира неплохих физических данных и смелости: предъявившего авиабилет служащие аэропорта обеспечивали меховым комбинезоном, меховыми сапогами, шапкой, шарфом, рукавицами и круглыми "летными" очками. Собирали как на Северный полюс. Лететь-то предстояло на двухместном открытом (!) "Румплере" или "Альбатросе". Однако вскоре Девау обзавелся комфортабельными (по тем временам) пассажирскими самолетами.

Уже в 1922 году самолеты Девау налетали 479.404 км, перевезя 819 пассажиров. В 1927 году, воспользовавшихся услугами гражданских авиаперевозчиков, было уже 4109 человек, а налетано в общей сложности 1.097.507 километров.

Пассажирский самолет Dornier Merkur,
вмещающий шесть пассажиров, появился на аэродроме Девау в 1927 году

24 августа 1930 года жители Кенигсберга повалили на аэродром Девау буквально толпами: там встал на якорь знаменитый дирижабль "Граф Цеппелин" (объемом 105000 кубических метров. Эта гигантская "сигара" годом раньше совершила кругосветный перелет, преодолев 35.000 км за 21 день всего с тремя промежуточными посадками). Это был первый визит в город "Графа Цеппелина" - а последний состоялся за четыре дня до Второй мировой войны, 26 августа 1939 года. И вновь его встречали ликующие немцы: уже готовые покорять мир рослые Зигфриды и их белокурые Гретхен. И еще не знающие, чем все это для них кончится.

Посадка пассажиров в "Юнкерс F-13"

В 1931 году с аэропорта Девау ежедневно, утром и вечером, отправлялись самолеты в Берлин (583 км), Данциг (148 км), Тильзит (110), Хельсинки, Ковно (Каунас), Ригу, Ревель (Таллин) и Москву. Воздушное сообщение с СССР через Балтийские страны осуществляло общество Дерулюфт (до 1937 года). Интересно, что именно с Дерулюфта начинается вся история воздушного сообщения СССР.

Кенигсберг вообще в каком-то смысле символ российско-германских отношений, непростых, но тесных. Перед Первой мировой войной 30% российского экспорта отправлялось в Германию, а 48% импорта вывозилось из Германии. Даже в 1923 году, по окончании Первой мировой войны, революции, гражданской войны эти показатели оставались примерно такими же.

Осенью 1919 года Германия отказалась принять участие в блокаде Советской России: две страны, одна - оказавшаяся в международной изоляции, другая - разгромленная в пух и прах и униженная Версальским договором, обрели союзников друг в друге - перебив предварительно друг у друга же семь миллионов человек... И, о чем тогда еще не знали - готовясь перебить еще десятки миллионов. И чем ближе было "время че", тем жестче становились меры безопасности, принимаемые обеими сторонами. Люди между собой еще дружили. Половина летчиков в Дерулюфте была советскими гражданами... Немцы, регулярно осуществлявшие рейсы в Россию, обзаводились там хорошими знакомыми...

Известен один курьезный случай - впрочем, с трагическим финалом, в духе времени. Немецкий пилот дружил с русским, чья дача находилась прямо по маршруту авиалинии Дерулюфта. В течение некоторого времени пилот сбрасывал над домом своего друга посылочки с шоколадом, кофе и другими подарками. Соседи "стукнули" куда надо. Беднягу-дачника забрали в ГПУ. Через несколько дней весь немецкий летный состав в Москве был арестован по обвинению в шпионаже и выслан из страны. Нетрудно догадаться, что произошло с русским. Горьким оказался для него немецкий шоколад...

А после прихода к власти Гитлера спрос на авиаперевозки между Германией и Советским Союзом упал. Слегка оживился он после подписания пакта Молотова-Риббентропа, но... ненадолго. Последний мирный рейс из Германии совершил летчик Андреев вечером 21 июня 1941 года - в тот же день был выполнен и последний рейс из Москвы в Берлин (через Кенигсберг). Ничего не подозревавший советский экипаж оказался в центре Германии аккурат в четыре утра 22 июня...

Но это все будет позже. А пока - одним из первых пассажиров линии "Москва-Кенигсберг" был русский поэт Сергей Есенин, посетивший столицу Восточной Пруссии вместе со свой женой Айседорой Дункан. Дважды в Кенигсберг прилетал и Владимир Маяковский.

В 1931 году в Девау насчитали 4394 пассажира и 1.233.540 налетанных километров. В 1934-м - 27962 пассажира и 2.255.212 летных километров.

В конце 1936 года на аэродром Девау прилетел АНТ-25 под управлением В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова - через несколько месяцев этот экипаж посадит свой одномоторный АНТ-25 в Ванкувере, совершив первый в мире беспересадочный полет по маршруту Москва - Северный полюс - Америка.

...В 1939 году постройки аэропорта были расширены, Девау принял 1173 самолетных перелета.

Рейхсминистр Йозеф Геббельс (в центре, в белом плаще)
и гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох (крайний слева) на аэродроме "
Девау", 1939 год

...Последний пассажирский рейс из Кенигсберга был выполнен 27 января 1945 года, когда город уже находился в осаде. Самолет, на борту которого находилось 23 женщины с детьми, трое государственных служащих и, как выяснилось позже, два "зайца" (в смысле, безбилетника), начал выруливать на старт за час до полуночи. В это время со стороны поселка Ляут (Большое Исаково) появился русский танк, открывший огонь по самолету. Тот, перегруженный, тяжело полез на брюхе по глубокому снегу. Женщины в салоне начали хором молиться. А экипаж - летчик Гофман, бортмеханик Балло и радист Краузе - поднял-таки самолет в воздух. И взял курс на Берлин. (Один из тех детей сегодня - известный в Европе специалист по творчеству Достоевского. По его словам, увлечением русской классикой он обязан именно тому ночному полету. Во-первых, потому что остался жив. Во-вторых, его мать, женщина образованная и выросшая в Санкт-Петербурге, всю дорогу исступленно твердила о том, что никакие свершения в мире не стоят одной слезинки замученного ребенка

. И молилась - по-русски, чтобы именно русский бог помог ее сыну. Видимо, помог, - прим. авт.)

Во время штурма Кенигсберга здание аэровокзала было разрушено, летное поле - изрыто воронками от бомб и снарядов, нарушена дренажная система, однако уже осенью сорок пятого года аэродром начал функционировать. Первой авиалинией была "Москва-Кенигсберг-Берлин". Но в начале 50-х полеты в Берлин прекратились.

Старый аэродром принимал самолеты авиалинии Калининград-Москва до весны 1962 года. Но постепенно - по мере того, как в Аэрофлоте стали преобладать реактивные двигатели - он утратил свое значение. Для приема реактивных самолетов он был непригоден. В 1977 году с Девау был выполнен последний пассажирский рейс на "Аннушке", после чего он стал базой сельхозавиации, уступив свой городской статус новому аэропорту в Храброво.

А в 1986 году в Девау расположился авиационно-спортивный клуб РОСТО.

Уцелевшее здание диспетчерского пункта аэропорта "Девау", 2000 год

...Постановлением главы администрации Калининградской области №49 от 19 февраля 1992 года аэродрому Девау придан статус памятника архитектуры регионального значения. Что, впрочем, его не спасло: четырьмя годами раньше по нему протащили высоковольтную ЛЭП. И теперь парашютисты сильно рискуют быть снесенными ветром и сгореть, ударившись о провода. Уже было несколько таких случаев - с летальным исходом. (Так что прыгать с парашютом сегодня предпочтительнее на поле под Гвардейском, - прим. авт.) Тогда же, в 1998-м, Девау пытались застроить - но возмутилась общественность, памятник был спасен. Надолго ли, покажет время. Хотя, в сущности, аэродром, с которым связана история авиации не только Германии, но и России, заслуживает благодарной памяти потомков. (Именно поэтому, скорее всего, рано или поздно он и будет уничтожен. Есть у нас, знаете ли, такая традиция...)

А хотелось бы, ой как хотелось бы в дни юбилея города прыгнуть с парашютом на поле Девау! Как говорил Иммануил Кант: "Только две вещи имеют значение: звездное небо над нами и закон нравственности внутри нас"... А небо... небо-то общее - у нас и у них, живших здесь прежде... Небо, море, деревья, камни - все это мы унаследовали. С ЭТИМ мы и выросли. И этой общности у нас никому не отнять - как и не объяснить ее никому из тех, кто вырос под другими небесами. Или - тем, кто вообще не смотрит в небеса.

Д. Якшина

Не война, а коммерция спасла Восточную Пруссию от упадка и разорения

Мы продолжаем "прогулки" по Кенигсбергу вместе со специалистом по истории края Николаем Чебуркиным.

Парадоксально, но факт: при немцах Кенигсберг значил для России гораздо больше, чем Калининград - для метрополии сегодня. Играя особую роль в экспорте товаров российского происхождения - зерна, стручковых, льна, пеньки, леса и т.д. - он считался "русским портом". Вплоть до того, что до начала I-й мировой войны по инициативе германских властей Кенигсберг - в железнодорожно-тарифном отношении - был включен в русскую железнодорожную сеть. Т.е. расчет километров от границы до столицы Восточной Пруссии производился по российскому тарифу, как если бы на это расстояние продолжалась российская территория. И это отмечали сами немцы - своим превращением из провинциального города, расположенного в самом северо-востоке Германии, в процветающий крупный порт Кенигсберг был обязан именно тому, что активно использовался для перевозки грузов через свой "хинтерланд" в Россию.

Поиск по сайту

Сверим часы

Календарь

Июнь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4

Наша география