В столицу Восточной Пруссии летали Сергей Есенин и Владимир Маяковский

Здание Кёнигсбергского аэровокзала, построенного
по проекту архитектора Ганса Хоппа в 1922 году

...Как и было обещано, наша сегодняшняя прогулка вместе со специалистом по истории края Николаем Чебуркиным - по Кенигсбергу "воздушному".

 Первый гражданский аэропорт Германии появился именно в Кенигсберге (как, впрочем, и первая радиостанция, первый трамвай и даже первая в мире авиационная служба погоды - воистину, не город, а "родина слонов"!). После раздела Европы по окончании первой мировой войны (вследствие Версальского договора) Восточная Пруссия оказалась так же отрезана от Германии, как Калининградская область - от России сегодня. Мы уже писали о том, что поезда проходили по так называемому Данцигскому коридору с наглухо зашторенными окнами вагонов. Если польский пограничник видел хотя бы легкое шевеление занавески - он стрелял по окну. На поражение. Поэтому немцы проезжали Данцигский коридор, лежа на полках в своих купе чуть ли не по стойке смирно. Удовольствия такое "путешествие" доставляло мало. И государство всерьез озаботилось тем, чтобы наладить между рейхом и обособленной провинцией воздушное сообщение.

Кёнигсбергский аэродром. Вид с северо-запада, 1926 год

- Кенигсбергский аэропорт Девау был одним из лучших аэропортов своего времени, - говорит Николай. - Здесь имелись просторные отапливаемые ангары для самолетов, централизованная заправка топливом, подземные эмалированные емкости-хранилища, великолепная дренажная система, широкое летное поле... В начале 20-х годов небольшие города Восточной Пруссии также стремились приобщиться к воздушному сообщению. Хорошие летные поля были в Инстербурге и Эльбинге... Алленштайн располагал небольшой ровной площадкой, пригодной для взлета и посадки легких самолетов типа "Юнкерс F13". В Мариенбурге для этих целей использовалось поле, где некогда был ипподром. Тильзит пытался превратить в аэродром песчаный пустырь возле Альт Войнотен.

Существовала местная авиалиния Кенигсберг-Эльбинг-Мариенбург-Данциг-Штольц-Штеттин (причем долететь от пункта до пункта можно было минут за двадцать). И хотя стоимость авиабилетов была сравнительно невысокой (от 1 до 2 немецких марок за километр пути), все же она в 2-3 раза превышала цену железнодорожного билета первого класса. В обнищавшей после проигранной войны Германии немногие могли себе позволить подобную роскошь - и спрос на эти воздушные перевозки отсутствовал. Поэтому говорить мы будем о главном аэропорте Восточной Пруссии - Девау.

...Имение Девау, находившееся в восточном пригороде Кенигсберга Кальтхоф (Кальговка), когда-то относилось к королевским владениям. В 1798 году там появился новый учебный военный плац, на котором 5 июля того же года состоялся парад в честь короля Фридриха Вильгельма II. Плац очень скоро стали называть Великим парадным. Его территория была равна 273 га, по краям плац был обсажен деревьями. Поверхность его была почти идеально ровной - это необходимое для учебных маневров условие и оказалось решающим в начале ХХ века...

Последние императорские маневры Первого Армейского корпуса прошли здесь в 1910 году. После чего на плацу и был размещен Кенигсбергский аэропорт, построенный по проекту архитектора Ганса Хоппа.

Надо сказать, жители Кенигсберга всегда питали слабость к воздухоплаванию. 5 августа 1810 года профессор Робертсон осуществил взлет на воздушном шаре со Шлоссплатц (Замковая площадь) и приземлился в Квандиттене.

Дирижабль "Граф Цеппелин" над Ганзейской площадью

В июне 1906 года для публики в Зоологическом саду был поднят привязной аэростат. Его корзина вмещала примерно 15 пассажиров, полет на высоте 300 метров стоил три марки.

В 1913 году в Кенигсберг прилетел знаменитый французский летчик Луи Блерио, незадолго до того преодолевший на моноплане Ла-Манш. Публика принимала его восторженно.

Фотоснимок центральной части Кёнигсберга,
сделанный с самолёта компании "Дерулюфт" в 1925 году

В 1913 году в северной части Амалиенау появился зал дирижаблей-"цеппелинов" - и в том же году на Девау стала базироваться военная авиация....Надо сказать, что кенигсбергских военных летчиков (а большинство из них имело аристократические корни) в воздухе отличали как отчаянная смелость, так и благородство. Русская писательница Тэффи вспоминала случай, рассказанный ей очевидцем воздушного боя. В небе схлестнулись два аса: француз - и потомок восточно-прусских баронов. Француз был подбит. В полет он брал с собой собаку. И вот, чувствуя, что падение неизбежно, он нацепил на пса парашют и выкинул его за борт самолета. Немец, готовый уже расстрелять в упор обессиленного противника, увидев такую картину... отдал французу честь и, развернувшись, полетел на свой аэродром. (Где, говорят, был за такой исход боя сурово наказан.)

...В соответствии с Версальским договором побежденной Германии запрещалось иметь военную авиацию. В 1920 году в Девау были переданы старые военные самолеты - для налаживания пассажирских авиаперевозок. Над "польским коридором" летать было запрещено, поэтому участок между Шнейдемюлен и Данцигом (линия Берлин-Кенигсберг) преодолевался над Данцигской бухтой. Первые полеты требовали от пассажира неплохих физических данных и смелости: предъявившего авиабилет служащие аэропорта обеспечивали меховым комбинезоном, меховыми сапогами, шапкой, шарфом, рукавицами и круглыми "летными" очками. Собирали как на Северный полюс. Лететь-то предстояло на двухместном открытом (!) "Румплере" или "Альбатросе". Однако вскоре Девау обзавелся комфортабельными (по тем временам) пассажирскими самолетами.

Уже в 1922 году самолеты Девау налетали 479.404 км, перевезя 819 пассажиров. В 1927 году, воспользовавшихся услугами гражданских авиаперевозчиков, было уже 4109 человек, а налетано в общей сложности 1.097.507 километров.

Пассажирский самолет Dornier Merkur,
вмещающий шесть пассажиров, появился на аэродроме Девау в 1927 году

24 августа 1930 года жители Кенигсберга повалили на аэродром Девау буквально толпами: там встал на якорь знаменитый дирижабль "Граф Цеппелин" (объемом 105000 кубических метров. Эта гигантская "сигара" годом раньше совершила кругосветный перелет, преодолев 35.000 км за 21 день всего с тремя промежуточными посадками). Это был первый визит в город "Графа Цеппелина" - а последний состоялся за четыре дня до Второй мировой войны, 26 августа 1939 года. И вновь его встречали ликующие немцы: уже готовые покорять мир рослые Зигфриды и их белокурые Гретхен. И еще не знающие, чем все это для них кончится.

Посадка пассажиров в "Юнкерс F-13"

В 1931 году с аэропорта Девау ежедневно, утром и вечером, отправлялись самолеты в Берлин (583 км), Данциг (148 км), Тильзит (110), Хельсинки, Ковно (Каунас), Ригу, Ревель (Таллин) и Москву. Воздушное сообщение с СССР через Балтийские страны осуществляло общество Дерулюфт (до 1937 года). Интересно, что именно с Дерулюфта начинается вся история воздушного сообщения СССР.

Кенигсберг вообще в каком-то смысле символ российско-германских отношений, непростых, но тесных. Перед Первой мировой войной 30% российского экспорта отправлялось в Германию, а 48% импорта вывозилось из Германии. Даже в 1923 году, по окончании Первой мировой войны, революции, гражданской войны эти показатели оставались примерно такими же.

Осенью 1919 года Германия отказалась принять участие в блокаде Советской России: две страны, одна - оказавшаяся в международной изоляции, другая - разгромленная в пух и прах и униженная Версальским договором, обрели союзников друг в друге - перебив предварительно друг у друга же семь миллионов человек... И, о чем тогда еще не знали - готовясь перебить еще десятки миллионов. И чем ближе было "время че", тем жестче становились меры безопасности, принимаемые обеими сторонами. Люди между собой еще дружили. Половина летчиков в Дерулюфте была советскими гражданами... Немцы, регулярно осуществлявшие рейсы в Россию, обзаводились там хорошими знакомыми...

Известен один курьезный случай - впрочем, с трагическим финалом, в духе времени. Немецкий пилот дружил с русским, чья дача находилась прямо по маршруту авиалинии Дерулюфта. В течение некоторого времени пилот сбрасывал над домом своего друга посылочки с шоколадом, кофе и другими подарками. Соседи "стукнули" куда надо. Беднягу-дачника забрали в ГПУ. Через несколько дней весь немецкий летный состав в Москве был арестован по обвинению в шпионаже и выслан из страны. Нетрудно догадаться, что произошло с русским. Горьким оказался для него немецкий шоколад...

А после прихода к власти Гитлера спрос на авиаперевозки между Германией и Советским Союзом упал. Слегка оживился он после подписания пакта Молотова-Риббентропа, но... ненадолго. Последний мирный рейс из Германии совершил летчик Андреев вечером 21 июня 1941 года - в тот же день был выполнен и последний рейс из Москвы в Берлин (через Кенигсберг). Ничего не подозревавший советский экипаж оказался в центре Германии аккурат в четыре утра 22 июня...

Но это все будет позже. А пока - одним из первых пассажиров линии "Москва-Кенигсберг" был русский поэт Сергей Есенин, посетивший столицу Восточной Пруссии вместе со свой женой Айседорой Дункан. Дважды в Кенигсберг прилетал и Владимир Маяковский.

В 1931 году в Девау насчитали 4394 пассажира и 1.233.540 налетанных километров. В 1934-м - 27962 пассажира и 2.255.212 летных километров.

В конце 1936 года на аэродром Девау прилетел АНТ-25 под управлением В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова - через несколько месяцев этот экипаж посадит свой одномоторный АНТ-25 в Ванкувере, совершив первый в мире беспересадочный полет по маршруту Москва - Северный полюс - Америка.

...В 1939 году постройки аэропорта были расширены, Девау принял 1173 самолетных перелета.

Рейхсминистр Йозеф Геббельс (в центре, в белом плаще)
и гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох (крайний слева) на аэродроме "
Девау", 1939 год

...Последний пассажирский рейс из Кенигсберга был выполнен 27 января 1945 года, когда город уже находился в осаде. Самолет, на борту которого находилось 23 женщины с детьми, трое государственных служащих и, как выяснилось позже, два "зайца" (в смысле, безбилетника), начал выруливать на старт за час до полуночи. В это время со стороны поселка Ляут (Большое Исаково) появился русский танк, открывший огонь по самолету. Тот, перегруженный, тяжело полез на брюхе по глубокому снегу. Женщины в салоне начали хором молиться. А экипаж - летчик Гофман, бортмеханик Балло и радист Краузе - поднял-таки самолет в воздух. И взял курс на Берлин. (Один из тех детей сегодня - известный в Европе специалист по творчеству Достоевского. По его словам, увлечением русской классикой он обязан именно тому ночному полету. Во-первых, потому что остался жив. Во-вторых, его мать, женщина образованная и выросшая в Санкт-Петербурге, всю дорогу исступленно твердила о том, что никакие свершения в мире не стоят одной слезинки замученного ребенка

. И молилась - по-русски, чтобы именно русский бог помог ее сыну. Видимо, помог, - прим. авт.)

Во время штурма Кенигсберга здание аэровокзала было разрушено, летное поле - изрыто воронками от бомб и снарядов, нарушена дренажная система, однако уже осенью сорок пятого года аэродром начал функционировать. Первой авиалинией была "Москва-Кенигсберг-Берлин". Но в начале 50-х полеты в Берлин прекратились.

Старый аэродром принимал самолеты авиалинии Калининград-Москва до весны 1962 года. Но постепенно - по мере того, как в Аэрофлоте стали преобладать реактивные двигатели - он утратил свое значение. Для приема реактивных самолетов он был непригоден. В 1977 году с Девау был выполнен последний пассажирский рейс на "Аннушке", после чего он стал базой сельхозавиации, уступив свой городской статус новому аэропорту в Храброво.

А в 1986 году в Девау расположился авиационно-спортивный клуб РОСТО.

Уцелевшее здание диспетчерского пункта аэропорта "Девау", 2000 год

...Постановлением главы администрации Калининградской области №49 от 19 февраля 1992 года аэродрому Девау придан статус памятника архитектуры регионального значения. Что, впрочем, его не спасло: четырьмя годами раньше по нему протащили высоковольтную ЛЭП. И теперь парашютисты сильно рискуют быть снесенными ветром и сгореть, ударившись о провода. Уже было несколько таких случаев - с летальным исходом. (Так что прыгать с парашютом сегодня предпочтительнее на поле под Гвардейском, - прим. авт.) Тогда же, в 1998-м, Девау пытались застроить - но возмутилась общественность, памятник был спасен. Надолго ли, покажет время. Хотя, в сущности, аэродром, с которым связана история авиации не только Германии, но и России, заслуживает благодарной памяти потомков. (Именно поэтому, скорее всего, рано или поздно он и будет уничтожен. Есть у нас, знаете ли, такая традиция...)

А хотелось бы, ой как хотелось бы в дни юбилея города прыгнуть с парашютом на поле Девау! Как говорил Иммануил Кант: "Только две вещи имеют значение: звездное небо над нами и закон нравственности внутри нас"... А небо... небо-то общее - у нас и у них, живших здесь прежде... Небо, море, деревья, камни - все это мы унаследовали. С ЭТИМ мы и выросли. И этой общности у нас никому не отнять - как и не объяснить ее никому из тех, кто вырос под другими небесами. Или - тем, кто вообще не смотрит в небеса.

Д. Якшина

Не война, а коммерция спасла Восточную Пруссию от упадка и разорения

Мы продолжаем "прогулки" по Кенигсбергу вместе со специалистом по истории края Николаем Чебуркиным.

Парадоксально, но факт: при немцах Кенигсберг значил для России гораздо больше, чем Калининград - для метрополии сегодня. Играя особую роль в экспорте товаров российского происхождения - зерна, стручковых, льна, пеньки, леса и т.д. - он считался "русским портом". Вплоть до того, что до начала I-й мировой войны по инициативе германских властей Кенигсберг - в железнодорожно-тарифном отношении - был включен в русскую железнодорожную сеть. Т.е. расчет километров от границы до столицы Восточной Пруссии производился по российскому тарифу, как если бы на это расстояние продолжалась российская территория. И это отмечали сами немцы - своим превращением из провинциального города, расположенного в самом северо-востоке Германии, в процветающий крупный порт Кенигсберг был обязан именно тому, что активно использовался для перевозки грузов через свой "хинтерланд" в Россию.

19 лет древний город был отрезан от Германии.

Также, как сейчас Калининград - от России

Польский коридор

"<...> На извилистых улицах с узкими тротуарами с утра весело постукивали деревянные подошвы школьников, раздавались тяжелые шаги рабочих, женщины катили детские колясочки в тень лип к речке... Из парикмахерской выходил парикмахер в парусиновом жилете и ставил на тротуар стремянку. Подмастерье лез на нее чистить и без того сверкающую вывеску на штанге - медный тазик и белый конский хвост. В кофейне вытирали зеркальные стекла. Громыхала на огромных колесах телега с пустыми пивными бочками.

Межевой знак на Германо-Польской границе
с надписью на французском языке "Помни о Версале", 1925 год.

Это был старый, весь выметенный, опрятный город <...> Из ворот рынка выходили жены рабочих и бюргеров с корзинами. Прежде в корзиночках лежали живность, овощи и фрукты, достойные натюрмортов Снайдерса. Теперь - несколько картофелин, пучок луку, брюква и немного серого хлеба.

Странно. За четыре столетия черт знает как разбогатела Германия. Какую славу знали ее сыны. Какими надеждами светились голубые германские глаза. Сколько пива протекало по запрокинутым русым бородам. Сколько биллионов киловатт освободилось человеческой энергии.

И вот все это напрасно. В кухоньках - пучок луку на изразцовой доске, а у женщин давнишняя тоска в голодных глазах", - так писал Алексей Толстой о Восточной Пруссии времен Веймарской республики.

(Веймарская республика - общепринятое название Германской демократической республики, образовавшейся в результате ноябрьской революции 1918 года. Свое существование она прекратила в 1933 году с приходом к власти нацистов, - прим. авт.)

Там, где была картинная галерея, теперь высится "Алтын Фрунзенский"

Упитанные ангелочки

..В прошлый раз мы с вами "гуляли" по Кенигсбергу студенческому. Сегодня специалист по истории нашего края Николай Чебуркин предлагает нам прогуляться по Кенигсбергу - городу художников.

- Кенигсберг стал центром изобразительного искусства в ХVI веке, в эпоху Возрождения, - говорит Николай. - Герцог Альбрехт пригласил в Кенигсбергский университет несколько выдающихся мастеров, учеников знаменитого Альбрехта Дюрера. Они и привезли с собой Ренессанс в этот купеческий (и поначалу чуждый искусствам) город. Но уже в ХVII веке Кенигсберг попал в тень Берлина. И хотя прикладные виды искусств (например, ювелирное или янтарное ремесло) процветали, живопись, графика и скульптура оставались на самой провинциальной ступени развития. Неслучайно два самых выдающихся немецких художника из уроженцев Кенигсберга - Антон Моллер и Михель Вильман - переселились один в Данциг, другой в Силезию. В городе купцов и ремесленников делать им было нечего: вкусы у людей тут были простыми.

(Это точно. Уже в девятнадцатом веке английский юморист Джером К. Джером, путешествуя по Германии, в том числе по Восточной Пруссии, подметил, что больше всего на свете немцы уважают живописцев, способных яркими красками намалевать на потолке упитанных ангелочков с золочеными крылышками и нимбами, а стену у парадного входа разрисовать батальными сценами. Желательно - с парящим в воздухе Бисмарком или каким-нибудь кайзером. Все должно быть просто, доступно и выдержано в кричащей гамме. Изыски никому не нужны: они плохо сочетаются с тяжеловесной мебелью и портьерами из красного плюша, - прим. авт.)

В именитом университете процветала... дедовщина"Дранг нах Остен"

...Студенчество - лучшее время жизни. Так принято считать. Так оно, наверное, и есть. (Как-то моя дочь, послушав, как бывшие студенты-филологи вспоминают самые вкусные эпизоды своего кэгэушного прошлого, задумчиво сказала: "Не-ет, в филологи не пойду. Я столько не выпью".) А "песенку вагантов": "Во французской стороне на чужой планете..." - до сих пор горланят первокурсники, с упоением перечисляя все предстоящие им опасности: "Если не сведут с ума римляне и греки, написавшие тома для библиотеки... если все профессора, что студентов учат, горемыку-школяра насмерть не замучат... если вусмерть не упьюсь на хмельной пирушке..." - и т.д., и т.п.

Средневековые ваганты о "кенигсбергской стороне" стихов не писали, но исключением она не была. И сегодняшняя наша "прогулка" со специалистом по истории края Николаем Чебуркиным - по Кенигсбергу студенческому.

Плавучий монастырь

Благодаря наличию водного пути Кенигсберг превратился в крупный торговый центр... В разное время он бывал разным: столичным, университетским, городом-крепостью - но всегда оставался торговым. И - морским. Здесь начинался так называемый Янтарный путь, пересекавший Прегель - границу речного и морского судоходства.

Орден торговал в том числе с Новгородом и Москвой. Тот же

Э. Лависс писал:

"Немецкий торговый корабль был похож тогда на плавучий монастырь. Когда он, отправляясь в дальнее плавание, отходил на полдня пути от гавани, капитан собирал команду и пассажиров и держал речь: "...Мы предоставлены богу, ветрам и волнам, нас окружают опасности, нам грозят бури и морские разбойники. Не достигнуть нам цели, если мы не подчиним себя общему уставу. Начнем с молитвы, прося у Господа попутного ветра и счастливого пути, а затем изберем судей, которые будут судить нас беспристрастно". По окончании молитвы и выборов читался устав, где говорилось: "Воспрещается богохульствовать, поминать дьявола и спать во время молитвы". Эти христианские купцы являлись на туманных берегах Балтийского моря тем же, чем древние греки для залитых солнцем побережий Средиземного моря, то есть вестниками цивилизации".

"Кровавый суд", "Волчье ущелье", "Железный крест" - так назывались рестораны в древнем городе

...Итак, сегодня вместе со специалистом по истории края Николаем Чебуркиным мы "гуляем" по Кенигсбергу кабацкому. Если, конечно, слово "кабак" применимо к тем вполне респектабельным заведениям, которые существовали в столице Восточной Пруссии вплоть до апреля 1945 года.

Блютгерихт на гравюре Вальтера Буша, 1885 год

- Самым известным рестораном в городе, - говорит Николай, - был, конечно же, "Блютгерихт". Своим ужасным названием "Кровавый суд" - он обязан тому, что располагался в подвалах Королевского замка, где в ХVII веке находилась тюрьма. Камеры которой, в свой черед, именовались недвусмысленно: "Большой колпак", "Перцовая комната", "Испанская игла" (вариант "Испанский сапог"), "Мученическая"... А прямо над подвалами размещался суд. Справедливый и гуманный, надо думать.

Поиск по сайту

Сверим часы

Календарь

Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Наша география